Курс молодого бойца

Коммунизм1 сентября, в День знаний, предлагаем вашему вниманию краткий обзор основных положений марксизма-ленинизма, подготовленный Виктором Пыжиковым и депутатом Законодательного собрания Красноярского края от КПРФ Оксаной Демченко (прим. ред.).

1. Введение
Восемнадцать лет мы живём в условиях капиталистического государства. За это время выросло целое поколение молодых людей, не знающих основных положений марксизма-ленинизма. В школе и институте больше такие предметы не преподаются. Вместо этого правящий режим последовательно навязывает молодёжи свою идеологию индивидуализма, пошлости, мистицизма, призывает к обогащению любой ценой, жить одним днём, не думая о будущем.
Кроме нас самих, больше некому объяснить молодежи, что такое коммунистическая идеология и чего хотят коммунисты. Поэтому отделом пропаганды и агитации Красноярского крайкома КПРФ подготовлен цикл статей с изложением основных положений марксизма-ленинизма, рассчитанный на людей, не имеющих серьёзного научного образования. Материал сформирован по одной главе, в виде, удобном для ксерокопирования на одну страницу. Это не учебное пособие по научному коммунизму, а лишь небольшой ознакомительный курс в помощь пропагандисту, работающему с молодёжью. Это лишь предложение заняться самообразованием, взять в руки первоисточники.
Читая эти статьи, школьник, рабочий или селянин сможет получить общие представления об основных закономерностях развития человеческого общества. У него будет повод задуматься, кому в государстве принадлежит власть и что нас ждёт в будущем. Почему правящий режим принимает такие законы и кому они выгодны? Почему есть богатые страны и бедные? Почему олигарх богатеет, а рабочий становится нищим пенсионером? Правильный ли социализм строили в СССР и, вообще, что такое коммунизм?
Сможет понять, почему президент Франции Н. Саркози 7 января 2009 года обратился с призывом к главам государств капиталистических стран ограничить свободу банков и крупных корпораций вплоть до их национализации. Почему он, капиталист, назвал этот кризис не экономическим, не финансовым кризисом, а кризисом всей системы монополистического, олигархического капитализма. И, наконец, почему он заявил, что без введения законов госкапитализма, ограничивающих частную собственность, гибель человечества неизбежна.
Несомненно, этого мало, при изучении коммунистической идеологии необходимо самостоятельно читать первоисточники. Лучше всего начать с Программы КПРФ, «Манифеста Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса, работ В.И. Ленина «Карл Маркс», «Государство и революция», «Социализм и религия», работы Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и учебника «История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков), краткий курс» 1938-52г.
 По поводу необходимости саморазвития, самообразования каждого члена партии в статье «Задачи союзов молодёжи» (ПСС, т.41) В.И. Ленин писал: «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество… Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше, но если человек будет говорить, что он коммунист и что ему и знать ничего не надо прочного, то ничего похожего на коммуниста из него не выйдет».
Сразу необходимо предупредить, что марксизм не догма, не сборник «умных» цитат, а наука о развитии человеческого общества. Это система научных взглядов, позволяющая понимать процессы, происходящие в обществе, выявляющая противоречия, являющиеся, движущей силой развития общества.
Овладеть марксизмом-ленинизмом – значит усвоить существо этой науки и научиться пользоваться её положениями при решении практических вопросов. Во вступительной части Программы КПРФ записано: «При определении своих программных целей и задач, стратегии и тактики наша партия исходит из анализа общественно-политической практики, руководствуется марксистко-ленинским учением и творчески его развивает…». Однако чтобы учение развивать, необходимо знать его основы.
Марксизм возник в середине XIX века как обобщение опыта борьбы рабочего класса за свои права, когда обострились противоречия капитализма. Он возник на базе критической переработки достижений классической философии, политической экономии и утопического социализма. На этой базе К. Маркс и Ф. Энгельс разработали новую философию, материалистическую диалектику, открыли материалистическое понимание истории. Впервые общество стало рассматриваться как целостный организм, в котором производственные силы и производственные отношения определяют другие сферы общественной жизни: политику, государственное устройство, право, мораль, искусство, науку, религию и т.д. Их единство и взаимосвязь характеризует общество на определённом этапе развития – характеризует общественно-экономическую формацию. Развитие и смена формаций – суть развития общества.
Ссылаясь на этнографа Л.Н. Гумилёва, сейчас пытаются опровергать утверждение К. Маркса, что вся письменная история человечества – это история борьбы классов. Но сам Л.Н. Гумилев рассматривал человечество как социально-биологическое явление, и в своей теории этногенеза оговаривал, что не касается уже подробно рассмотренной марксизмом социальной стороны вопроса.
Со времён древней Греции философы искали способы устройства справедливого общественного строя. Главной причиной несправедливости Платон считал частную собственность и в сочинении «Республика» сделал попытку описать устройство справедливого общества, избавленного от неё.
Следующим шагом в развитии идеи построения справедливого общества было появление в 1516 году книги Томаса Мора «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». На этом острове нет ни богатых, ни бедных. Все жители острова равны, все они трудятся и продукты распределяют между собой справедливо и разумно. Золото и драгоценности, потерявшие свою силу, стали игрушками для детей. Ничто не нарушает мирную и счастливую жизнь островитян.
Томас Мор первым выдвинул основной принцип коммунизма: от каждого – по способности, каждому по потребностям. Но существовавшее в то время мануфактурное производство не позволяло обеспечить необходимую производительность труда. Жизнь этого замечательного человека окончилась трагически. Будучи лордом-канцлером Англии, то есть первым лицом после короля, он продолжал выступать в защиту народа. Он отказался признать короля главой англиканской церкви (король хотел получить абсолютную власть), и 7 июля 1535 года Томас Мор был казнён.
К. Маркс и Ф. Энгельс создали научную политическую экономию, которая вскрыла природу капиталистического общества, показала механизм эксплуатации, как происходит присвоение неоплаченного труда в виде прибавочной стоимости. Они вскрыли механизм развития общества и неизбежность построения коммунизма, ибо остановка в развитии – это смерть, вымирание любого биологического вида.
Если рассматривать марксизм-ленинизм как науку о развитии общества, о законах, показывающих путь построения общества будущего, то, с психологической точки зрения, становится понятной пассивность советского народа при крушении СССР. Отказ руководителей партии и государства от идеологии, которой они на словах поклонялись, их лицемерие, личное обогащение показали народу, что партия не отвечает моральным требованиям коммунистического общества. Любая идеология воспринимается через её носителей, а в обществе лжи, сформировавшемся с приходом к власти Горбачёва, люди жить не захотели.
С другой стороны, Ельцин «честно» говорил: обогащайся как можешь. Он прямо заявил, что отменяет все законы и моральные принципы, так как эпоха первоначального накопления капитала не может быть моральной. Его обещания «лечь на рельсы» тоже воспринимались с усмешкой, ведь он сам отменил мораль. После запрета КПСС, расстрела Верховного Совета и отмены советской Конституции под лозунгами либеральных «свобод» была проведена реставрация капитализма, возврат в прошлое со всеми его пороками. И люди решили, что коль нет будущего, то надо выживать сегодня.
А на Г.А. Зюганове лежал груз предательства его соратников из ЦК КПСС, отрёкшихся от коммунистической идеологии. Если человек призывает других жить честно, строить общество справедливости, то даже тень сомнения в его моральных качествах перечёркивает все его призывы, правильные слова и дела. На самом деле, это же абсурд, когда капиталисты обвиняют Г.А. Зюганова в занятии коммерцией. Но это отталкивает народ от КПРФ даже несмотря на то, что нет фактов, подтверждающих «богатство Зюганова». Советским руководителям ставят в вину госдачи, но считается естественным, что капиталистические чиновники – миллиардеры и взяточники.

2. Исторический материализм
При беседах с молодёжью обнаруживается, что в их сознании вся современная история России сведена к десятку антисоветских мифов, основанных на откровенном вранье. Такая ситуация вовсе не случайна, а является результатом целенаправленной и хорошо проплаченной работы идеологов, разрабатывающих школьные учебники по истории и общественным наукам. Киноиндустрия и СМИ также полностью зависят от бизнеса и власти.
Противостоять этому можно, используя методику исторического материализма, который не зря назван В.И. Лениным одним из источников марксизма. Исторический материализм требует рассматривать исторические события с учётом условий, в которых находилось в тот момент общество, рассматривать общество в развитии, а не подменять факты рассуждениями о неких идеалах и желаниях. Являясь наукой, истмат оперирует фактами (как и любая другая наука), и чем больше нам известно фактов – тем проще оценить значение рассматриваемого события, проще понять его смысл.
Например, возьмём такое простое, с точки зрения истмата, событие, как коллективизация и голодомор. Для правильной оценки любого исторического события истмат требует рассмотреть те исторические условия, в которых оно происходило. Давать моральную оценку имеет смысл, только поняв, что оцениваешь.

Историческое значение коллективизации

На протяжении всей истории Российской империи наш народ голодал, так как территория Россия относится к зоне рискованного земледелия. Лев Николаевич Толстой обращался с открытым письмом к Николаю Второму и Столыпину с призывом спасти русский народ от вечного голода и мора, когда люди доходили до каннибализма. Так в мирный 1889 год на территории России от голодомора умерло около четырёх миллионов человек. До начала Первой мировой войны ежегодно от голода умирало по 300 – 500 тысяч жителей Российской империи.
После коллективизации в мирное время на территории Советского Союза от голода люди больше не умирали! Таким образом, значение коллективизации для нашего народа становится очевидным после простого вопроса: «А когда люди в мирное время умирали от голода: до или после коллективизации?» Следовательно, коллективизация спасла народ от голодомора. Спорить с этим – значит, спорить с фактами.
Другое дело, как и почему именно так проводилась коллективизация.
Во-первых, население Российской империи до революции было неграмотным. Среди крестьян неграмотность достигала 90 процентов. Сразу после революции большевики начали кампанию по ликвидации неграмотности. К концу 20-х годов они смогли научить основную массу крестьян читать и писать, но серьёзно повысить их культурный и образовательный уровень не успели.
Во-вторых, Первая мировая война отличалась гигантскими масштабами боевых действий. Тысячи километров фронта требовали всеобщей мобилизации. Бои велись на нашей территории, захватывая все западные губернии. Начиная с августа 1916 года царское правительство ввело продразвёрстку. Реквизиция продовольствия у крестьян велась по законам военного времени. В феврале 1917 года гражданская война императора против своего народа перекинулась на улицы Петрограда и привела к его отречению после отказа воинских частей расстреливать голодное население столицы. Основные сражения Гражданской войны окончились в 1921 году, а на окраинах боевые действия прекратились только в 1924.
При рассмотрении вопроса о коллективизации не имеет значения, кто начал Гражданскую войну, какими методами её вёл и кто был тогда прав. Тем более что не большевики начали Первую мировую войну, а революция и Гражданская война были лишь следствием войны мировой (на это никто ничего возразить не может). Главное – то, что почти десять лет, с 1914 года и по 1924 год, всё население России вело непрерывную войну с врагами внешними и внутренними. Люди привыкли за это время все свои вопросы решать оружием, привыкли убивать.
Таким образом, коллективизацию проводили полуграмотные крестьяне, привыкшие воевать. Проводили её, руководствуясь традициями российской общины и на основании Декрета о земле, так как его понимали, и теми методами, к которым привыкли. Другого народа в России в то время не было. Пытаясь не допустить крайностей, для организации работы в деревню партией были направлены 25 тысяч коммунистов. Наверно, этого было мало на всю страну, но эти люди были крайне необходимы и на своих рабочих местах в городе.
Говорят, что и не нужно было тогда проводить коллективизацию, подождали бы лет сто, пока произойдёт смена поколений и крестьяне «окультурятся».
Но в том-то и беда, что у нас не было времени ждать. К концу 20-х годов начался мировой финансовый кризис, американская Великая депрессия. А из истории известно, что война – самый простой способ спасения для власть имущих во время внутреннего кризиса. Развязав войну, они сразу начинают призывать народ сплотиться вокруг правительства (вокруг себя, любимых), для борьбы с врагом внешним. Любой противник режима, борющийся за право жить по-человечески, сразу объявляется врагом нации и государства со всеми вытекающими отсюда последствиями.
На западе призывы к реваншу, к повторению интервенции не прекращались вплоть до 1941 года. В 1931 году И.В. Сталин чётко сказал, что если за 10 лет не подготовим страну к войне, то нас уничтожат. И в 1941 году действительно началась Великая Отечественная. Это было гениальное предвидение Иосифа Виссарионовича, позволившее СССР победить во Второй мировой войне. Без коллективизации единоличники неспособны были обеспечить страну продовольствием даже в мирное время (смотри сначала, о голодоморе).
При рассмотрении темы попутно возникают ещё два вопроса:
1) Почему коллективизацию начали только в 1929 году, а не сразу после революции?
Ещё в 1906 году в статье «Аграрный вопрос» Сталин подробно ответил на этот вопрос с точки зрения истмата: «Помещичье хозяйство не является капиталистическим хозяйством, оно является пережитком крепостнического хозяйства, и, стало быть, экспроприацией помещиков разрушаются остатки крепостнического хозяйства, а не капиталистическое хозяйство. Они забыли и то, что, с точки зрения марксизма, за крепостническим хозяйством никогда непосредственно не следовало и не может следовать капиталистическое хозяйство – между ними стоит мелкобуржуазное хозяйство, которое сменяет крепостное хозяйство и затем переходит в капиталистическое. Карл Маркс еще в третьем томе «Капитала» говорил, что в истории за крепостническим хозяйством следовало вначале сельское мелкобуржуазное хозяйство и лишь после этого развивалось крупное капиталистическое хозяйство – не было и не могло быть непосредственного прыжка из одного в другое».
В 1917 году в России не было материальных возможностей организовать крупное социалистическое сельское хозяйство. Не было тракторов, косилок, комбайнов, не хватало даже элементарного сельхозинвентаря, не было и промышленного производства. До начала коллективизации нужно было начать индустриализацию, оснастить село сельхозтехникой.
Началась коллективизация после XV съезда ВКП(б) (1927г.) и завершилась в 1932 году. Проводилась по ленинскому плану кооперации, изложенному в ряде работ («Очередные задачи Советской власти», «О кооперации» и др.).
2) Большевики в Декрете о земле обещали отдать землю крестьянам, а сами национализировали её, т.е. обманули крестьян.
Это явное незнание фактов. Декрет о земле законодательно требовал организации общинного сельского хозяйства, т.е. колхозов и совхозов. В нём категорически:
•    запрещалось использование наёмного труда на земле;
•    запрещалась торговля землёй в любой форме;
•    требовалась национализация земли, и оговаривался только общинный способ её обработки.
Декрет о земле не придумывали большевики, они просто ввели этим декретом в качестве государственного закона Крестьянский наказ о земле принятый, на Всероссийском съезде крестьян в августе 1917 года. Временное правительство было категорически против Крестьянского наказа. Учитывая помещичий уклад сельского хозяйства в России, В.И. Ленин настоял только на одном ограничении: последним пунктом Декрета запрещалась немедленная национализация земли у рядовых казаков и крестьян. Без создания материальной базы коллективизацию проводить было нельзя.

3. Диалектический материализм
Под диалектикой в древней Греции понимали искусство поиска истины путём обнаружения противоречий в рассуждениях и преодоления этих противоречий. Диалектический метод познания рассматривает все явления природы как вечно движущиеся и непрерывно изменяющиеся.

Основные положения диалектического материализма
Ни одно явление природы не может быть понято, если взять его в изолированном виде, вне связи с окружающим миром. Факт – критерий истины. Вы не поймёте, почему парит в небе орёл, если не будете учитывать роль воздуха и силы гравитации. Не поймёте, почему А.В. Суворову вместо похода на Париж пришлось совершать свой героический переход через Альпы, если не будете учитывать действия австрийских союзников.
Ничего абсолютного в природе нет, всё относительно. Поэтому все явления должны рассматриваться не только с точки зрения взаимосвязи, но и с точки зрения их непрерывного движения, их изменения, их развития, их обновления, с учётом их возникновения и отмирания. Созданная Эйнштейном теория относительности подтверждает правильность законов диалектического материализма, так как в виде строгой математической формулы Е=М*С2 показывает зависимость массы тела от его скорости, показывает взаимосвязь материи и движения. Эйнштейн также подтвердил связь пространства и времени, их относительность. Подтвердил то, о чём В.И. Ленин писал в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (ПСС, т.18): «В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени».
Из школьного курса известно, что невозможно достичь температуры абсолютного нуля, потому что материя не может существовать без движения, а при любом движении излучается теплота. В обществе законы и мораль также относительны. В отличие от современности во времена древнего Рима работорговля считалась законной и не противоречила морали того общества. Законы в государстве всегда и везде устанавливает правящий класс в своих интересах.
Закон отрицания отрицания. Развитие происходит циклами, каждый из которых состоит из трёх стадий: исходное состояние объекта исследования, его превращение в свою противоположность (отрицание), превращение этого нового состояния в свою противоположность (отрицание отрицания). Таким образом, процесс развития имеет вид спирали. Действие закона полностью обнаруживается лишь в относительно завершённом процессе.
Наглядным примером считается цикл развития растения. Исходное состояние – зерно, без воды может существовать много лет в неизменном виде. Попадая во влажную почву, оно прорастает. Первое время новое растение питается исходным зерном, которое разрушается, теряет свою форму, уничтожается ростком. Но уничтожается не само растение, а только старая форма его существования. Из стационарного «мёртвого» состояния оно переходит в себе противоположное – «живое» состояние, изменяется его содержание. После завершения роста созревают новые семена, а ставшая ненужной старая форма растения погибает и, разлагаясь, увеличивает содержание питательных веществ в почве, становится пищей для последующих поколений. Осыпаясь на почву, созревшее зерно «отрицает» материнское растение. Но это уже не одно зёрнышко. К тому же зёрна получили новые качества от родителей благодаря опылению. Таким образом, пройдя через цикл отрицания старой формы, растение сохранило жизнеспособность и продолжило развитие на более высокой ступени своей эволюции.
То же происходит с обществом. Благодаря развитию техники внутри феодального строя появилась новая форма организации производства – мануфактура, которая привела к становлению нового класса капиталистов. По мере роста производительности труда и накопления богатства усиливалась роль капиталистов в обществе, росло их количество, что закономерно привело к взрывному, революционному изменению формы правления в государстве. Капитализм уничтожил феодальную форму общественного устройства и дал возможность обществу перейти на более высокую ступень своего общественного развития.
Закон перехода количества в качество. Развитие – это переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого, к сложному, от низших форм – к высшим. Развитие – это поступательное движение по восходящей линии, по спирали, а не просто рост, не накопление количественных изменений, не движение по кругу, не простое повторение пройденного. Качественные изменения наступают внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому. Они наступают не по воле случая, а закономерно, наступают в результате накопления незаметных скрытых количественных изменений внутри старой формы.
Чарльз Дарвин в теории эволюции показал, что весь современный органический мир, растения и животные, а следовательно, и человек, есть продукт процесса развития, длившегося сотни миллионов лет. В процессе приспособления к внешним условиям биологический вид накапливал набор полезных изменений, что приводило к качественным изменениям в форме революционных мутаций вида. Современные палеонтологические и генетические исследования подтвердили правильность его теории.
Вся живая белковая материя образуется всего 20 аминокислотами, из этих «кирпичиков» состоят и гены. Генетический код дождевого червя на 50 процентов совпадает с геномом человека. Генетическое различие человека и обезьян не превышает двух процентов. Генетическая общность всего живого на Земле позволяет учёным искусственно создавать мутантов. Уже созданы генномодифицированные помидоры с фрагментом генома морских рыб, что придало растениям морозоустойчивость. Выращиваются различные животные-химеры, в геном которых искусственно введены фрагменты генома человека. Организм таких свиней вырабатывает чистейший человеческий инсулин вместо инсулина, соответствующего их биологическому виду. Если это безумие не остановить, то количество таких искусственных мутаций приведёт к качественному изменению и человечество уничтожит себя, спровоцировав мутацию всего живого на Земле.
Закон единства и борьбы противоположностей. Всем явлениям природы свойственны внутренние противоречия, а саморазвитие происходит в результате борьбы (взаимодействия) противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций, находящихся при этом во внутреннем единстве и взаимопроникновении. Единство противоположностей – относительно, оно показывает начальную стадию развития противоречия. Борьба приводит к разрешению обострившихся до предела противоречий. В результате происходит качественное изменение, которое приводит к возникновению нового противоречия.
В каждом явлении и даже в каждом предмете всегда есть много сторон, много качеств, как объективных, так и субъективных. Рассматривая одно качество, нельзя игнорировать другие, так как одно из них может стать главным в противоречивом ходе дальнейшего развития. Необходимо уметь выделить самое главное для каждого конкретного исторического момента. Истина всегда конкретна, а не абстрактна.
Сложность и противоречивость явлений действительности, их непрерывное развитие приводят к тому, что и суждения о них содержат внутренние противоречия. Диалектика требует учитывать динамику этого движения и благодаря этому позволяет находить конкретные ответы на вопросы, возникающие в данный исторический момент.
В работе «К вопросу о диалектике» (ПСС, т.29) В.И. Ленин пишет: «Раздвоение единого и познание противоречивых частей его… есть суть диалектики». Вся жизнь состоит из противоположностей: плюс и минус, действие и противодействие, образование и распад молекул, образование классов и классовая борьба. При этом одно без другого не существует, а без борьбы противоположностей (взаимодействия) невозможно никакое движение (развитие). Если у аккумулятора отключить одну клемму, то ток не потечёт и машина не заведётся. Сложение обратно вычитанию, без воздействия на объект не будет его ответной реакции, а без классов не будет и классовой борьбы.
В.И. Ленин приводит пример, что у К. Маркса в «Капитале» сначала анализируется самое простое, самое обычное, массовое явление буржуазного (рыночного) общества: обмен товаров. Анализ вскрывает в этом простейшем явлении все противоречия современного общества (их основу). Далее К. Маркс показывает развитие (и рост, и движение) этих противоречий и этого общества в сумме его отдельных частей: от его начала и до его конца.
Из положений диалектического материализма следует, что если в мире всё взаимосвязано, нет изолированных явлений, а человечество – часть этого мира, то применительно к человеческому обществу очевидно, что каждый общественный строй и каждое общественное движение в истории надо рассматривать не изолированно, не с точки зрения некой «высшей справедливости», а с точки зрения тех условий, которые породили этот строй и это общественное движение.
 
4. Материалистическое мировоззрение
Идеология коммунистической партии основывается на марксизме-ленинизме – системе научных взглядов на развитие общества, исходящих из материалистического мировоззрения.
Материалистическое мировоззрение означает просто понимание природы такой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений. Материя, природа, бытие существуют вне и независимо от нашего сознания, это объективная реальность. Сознание – лишь отражение бытия. Практика – критерий истины. Нет в мире непознаваемых вещей, а есть только вещи, ещё не познанные, которые обязательно будут изучены в дальнейшем. Каково бытие общества, каковы условия материальной жизни общества, – таковы его идеология и государственное устройство. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их общественное сознание. Бытие – это не быт, а философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективного мира, в том числе и материальной стороны жизни общества.
Подводя итог жизни К. Маркса, в речи на его могиле Ф. Энгельс сказал: «Подобно тому как Дарвин открыл закон развития органического мира, К. Маркс открыл закон развития человеческой истории: тот, до последнего времени скрытый под идеологическими наслоениями, простой факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т.д.; что, следовательно, производство непосредственных материальных средств… образуют основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления данных людей и из которой они поэтому должны быть объяснены, – а не наоборот, как это делалось до сих пор…».
Будучи не в состоянии опровергнуть этих исходных положений марксизма, буржуазные идеологи пытаются переврать их смысл. Самыми распространенными стали утверждения, что марксизм признаёт только примитивные потребности (еда, жильё, одежда) и отрицает все духовные запросы людей, то есть низводит человека до положения примитивного животного, существующего только инстинктами. Подмена смысла очевидна, поскольку Ф. Энгельс говорил о том, что еда необходима в первую очередь, а всё остальное без неё невозможно.
Другие «опровержения» марксизма сводятся к утверждению, что лишь духовное развитие делает человека человеком, а значит, никакие материальные потребности не имеют никакого значения. Схематично говоря, человек – это божье творение, и всё в руках Господа, всё происходит только по воле Его. Но это не так.
Во-первых, в «Манифесте Коммунистической партии» провозглашается в качестве главной цели коммунистического движения создание общества, где гарантируется свободное развитие каждой личности. С тех пор эта цель продолжает оставаться основополагающей для всех коммунистов, она также повторяется и в Программе КПРФ. В рыночном же обществе возможности развития человека жёстко ограничены размером его кошелька.
 Во-вторых, имеют ли какое-нибудь значение материальные потребности и что первично – пища с водой или «дух святой» – станет очевидным после простого эксперимента. Пусть эти опровергатели поработают на комбайне, у токарного станка или на стройке без еды и воды. Уже через месяц доказывать первичность «духовного» и вторичность «материального» будет просто некому.
 Критики материализма приводят в качестве примера высшей и абсолютной справедливости «общечеловеческие» ценности, ссылаясь при этом на библейские заповеди. Но, например, что значит «не убивай», возведённое в абсолют. Это значит, что родители не имеют права защитить своего ребёнка от вооружённого насильника, а сын должен уговаривать бандита не убивать мать, не оказывая ему сопротивления. Это значит, что солдат не имеет право убивать напавших на его Родину врагов.
 Абсурдность такого положения, а следовательно, и относительность применимости этих библейских заповедей показана даже в библии. Например, в книге Числа (Четвёртая книга Моисея), в главе 31, Господь повелел израильтянам уничтожить народ Мадианитан. «7.И пошли войною на Мадиама, как повелел Господь Моисею, и убили всех мужского пола. 15.И сказал им Моисей: для чего вы оставили в живых всех женщин? 17.Итак убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужском ложе, убейте».
 Чего стоят все эти заповеди, если сразу после их перечисления в главе 5 Второзакония (Пятая книга Моисея), уже в главе 7 даётся прямое указание убивать всех: «16.И истребишь все народы, которые Господь, Бог твой, даёт тебе… 22.И будет Господь, Бог твой, изгонять перед тобой народы сии мало по малу; не можешь ты истребить их скоро, чтобы не умножились против тебя полевые звери». Вот вам и библейский «общечеловеческий гуманизм» – нельзя всех сразу убить, а то дикие звери расплодятся на опустевшей земле.
 В общем, как сказано в главе 10 Евангелие от Матфея: «34.Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч. 35.Ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её. 36.И враги человеку – домашние его». Вот вам пример абсолютной любви… но не к людям, а к церкви, взявшей на себя роль «бескорыстного» посредника.
 Иногда возражают: как же жить без страха перед Богом? А зачем вообще нужен страх? Ведь все понимают, что зло в мире совершается только из-за страха. Из страха получить плохую отметку за невыученный урок школьники придумывают всякие небылицы. Из страха перед нищетой и голодом люди воруют и убивают. Из страха потерять украденное – врут в суде и нанимают бандитов, охранников. Из страха разоблачения жена врёт, что была у подруги, а муж – что ходил на футбол…
 Если человек ничего не боится, не совершает плохих поступков, живёт по совести, то ему незачем врать! По этому пути шло развитие советского общества, где пустовали церкви, но преступность была самой низкой в мире, и детей без страха за них отпускали одних гулять. Если в СССР появлялась вооружённая банда из нескольких человек, то это было событие, о котором потом годами вспоминали (в качестве «опровержений» встречал только ссылки на военное время, что не только глупо, но и подло).
 Однако советские люди не были ангелами. Никогда не было, нет и не будет идеальных людей, а значит, и идеального общества, поскольку оно состоит из живых людей. Свои преступники и нарушители законов общественной морали будут и при коммунизме. Утверждающий же, что коммунизм – это идеальное общество, не понимает, что марксизм-ленинизм не религия, а наука, изучающая законы развития человечества. Такой горе-коммунист фактически отрицает саму возможность построения коммунизма – общества без эксплуатации человека.
 Поскольку мистический идеализм (любая религия) выступает в качестве идейного врага материализма, В.И. Ленин в статье «Социализм и религия» (ПСС, т.12) дал исчерпывающий ответ на вопрос: как коммунист должен относиться к религии?:
 «Религия должна быть объявлена частным делом – этими словами принято выражать обыкновенно отношение социалистов к религии… Наша программа вся построена на научном и, притом, именно материалистическом мировоззрении. Разъяснение нашей программы необходимо включает поэтому и разъяснение истинных исторических и экономических корней религиозного тумана. Наша пропаганда необходимо включает и пропаганду атеизма… Гнёт религии над человечеством есть лишь продукт и отражениеэкономического гнёта внутри общества...
 Вот почему мы не заявляем и не должны заявлять в нашей программе о нашем атеизме; вот почему мы не запрещаем и не должны запрещать пролетариям, сохранившим те или иные остатки старых предрассудков, сближение с нашей партией. Проповедовать научное миросозерцание мы всегда будем… но это вовсе не значит, что следовало бы выдвигать религиозный вопрос на первое место, отнюдь ему не принадлежащее…».
 Стремясь разрушить материалистическое мировоззрение, идеологи режима навязывают мистицизм, демонстрируя телепатические способности экстрасенсов. Между тем это явление основывается на элементарных законах физики. При движении любой электрический заряд генерирует электромагнитное излучение, распространяющееся в пространстве со скоростью света. А процесс мышления и протекает путём обмена электрическими импульсами между нейронами в коре головного мозга. Излученная электромагнитная волна проходит через мозг окружающих людей, формируя в их сознании образы, аналогичные образам, вызвавшим излучение. Уже созданы машины, управляемые мысленными командами, передаваемыми на компьютер с помощью шапки-антенны. Человек своей материальной мыслью осуществляет поворот машины в нужную сторону, приказывает увеличить скорость или остановить её.

5. Классовая борьба
С разложением первобытной общины начинается расслоение общества на особые классы. Понятие общественных классов появилось ещё в древней Греции. Анализируя современное ему рабовладельческое общество, Платон в работе «Политика, или государство» выделил три основных класса: производители-промышленники, ростовщики-банкиры и работники. Данная классовая структура упрощённо отражает строение простого рыночного общества. При переходе к империализму и окончанию «свободного» рынка первые два класса слились, ещё больше упростив классовое строение общества.
 Изучая историю развития человеческого общества (не этносов), мы видим, что интересы разных людей не совпадают, что общественная жизнь полна противоречий, что история показывает нам борьбу между народами и обществами, а также внутри них, а кроме того, ещё смену периодов революции и реакции, мира и войн, застоя и быстрого прогресса или упадка. Марксизм дал руководящую нить, позволяющую открыть закономерность в этом кажущемся лабиринте и хаосе, а именно: теорию классовой борьбы.
Источником противоречий является различие в положении и условии жизни тех классов, на которые каждое общество распадается. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов. В политической борьбе речь шла всегда именно об общественном и политическом господстве тех или иных классов общества, о сохранении господства со стороны старых классов, о достижении господства со стороны поднимающихся новых.
Марксизм исходит из того, что главной движущей силой материальной жизни общества является способ производства материальных благ – пищи, одежды, орудий производства... Орудия производства, при помощи которых производятся материальные блага, и люди, управляющие орудиями производства, составляют производительные силыобщества. Но производительные силы составляют лишь одну сторону производства, вторую сторону составляют отношения между людьми в процессе производства –производственные отношения людей.
Частная собственность на средства производства – эта основа буржуазного общества – является препятствием для дальнейшего развития производительных сил, так как плодами общественного труда единолично распоряжается владелец капитала. Огромные природные и людские ресурсы планеты, её экология растрачиваются впустую на удовлетворение личных прихотей олигархов, оказываются потерянными для развития Человечества.
В «Манифесте Коммунистической партии» дана чёткая характеристика основных классов буржуазного общества: «Под буржуазией понимается класс современных капиталистов, собственников средств общественного производства, применяющих наёмный труд. Под пролетариатом понимается класс современных наёмных рабочих, которые, будучи лишены своих собственных средств производства, вынуждены, для того чтобы жить, продавать свою рабочую силу». Пролетарий – это вовсе не почётное звание революционера, а определение положения человека в системе производственных отношений.
Далее К. Маркс и Ф.Энгельс так обосновали, почему пролетариат представляет собою действительно революционный класс: «Все прочие классы приходят в упадок и уничтожаются с развитием крупной промышленности; пролетариат же есть её собственный продукт. Средние сословия: мелкий промышленник, мелкий торговец, ремесленник и крестьянин — все они борются с буржуазией для того, чтобы спасти своё существование от гибели, как средних сословий. Они, следовательно, не революционны, а консервативны. Даже более, они реакционны: они стремятся повернуть назад колесо истории. Если они революционны, то постольку, поскольку им предстоит переход в ряды пролетариата, поскольку они защищают не свои настоящие, а свои будущие интересы: поскольку они покидают свою собственную точку зрения для того, чтобы встать на точку зрения пролетариата».
Сейчас буржуазные идеологи пытаются выдать структурные изменения в глобальном распределении производства за мнимое «исчезновение» промышленного пролетариата (рабочих), заявляют о приходе эры постиндустриального общества. Но человечеству ещё очень долго, столетия надо развивать науку, чтобы все товары стали производиться роботами, без участия рабочих. На самом деле из стран «золотого» миллиарда промышленное производство переводится в страны третьего мира, и количество рабочих во всём мире растёт. В результате, получая сверхприбыль от сверхэксплуатации рабочих там, руководители капиталистического мира могут подкупать население своих стран, сохраняя социальный мир у себя дома. Делают они это, стимулируя развитие сферы развлечения и обеспечивая бесплатной едой и ночлегом деградировавшую часть общества. Это серьёзная опасность для человечества, так как чем ниже культурный и интеллектуальный уровень населения, тем дешевле обходится его спокойствие капиталистическому государству. Поэтому капитализм заинтересован в деградации населения.
Капиталистическое общество не уничтожило классовых противоречий. Оно только поставило новые классы, новые условия угнетения и новые формы борьбы на место старых. Развитие информационных технологий и электронных СМИ позволило капитализму создать более гибкие формы для своей диктатуры, но от этого суть режима не изменилась. Когда телезомбирование вступает в явное противоречие с действительностью, наступает отрезвление и возмущённые лицемерием власти люди выходят протестовать на площади, перекрывают улицы. В такие моменты проявляется диктаторская суть режима, бросающего на подавление протеста специально для этого подготовленные военизированные формирования. В советское время не было необходимости в таких спецчастях. ОМОН был создан Горбачёвым после начала перестройки для силовой поддержки своих планов по реставрации капитализма, до того у советской милиции не было дубинок (метко прозванных в народе «демократизаторами»), и оружие носили только оперативники. Сейчас численность внутренних войск в два раза превысила численность армии. Своего народа наши правители боятся намного больше, чем собратьев по классу из других стран.
 Все либерально-буржуазные «свободы», избирательные кампании (за очень большие деньги) и разговоры о гражданском обществе – лишь ширма, маскирующая капиталистическую диктатуру. Не случайно «наивные» либералы удивляются, что во время советского народовластия (социализма) было намного больше «гражданского общества» и свободы, чем сейчас. Удивляться здесь нечему, так как сейчас социальную базу власти составляет 10 процентов «успешных новорусских» (при пассивности остальных), а при Советской власти весь ТРУДОВОЙ народ был опорой государства.
Свои классовые противоречия были и при Советской власти – это закон диалектики, но противоречия между крестьянином и рабочим, между различными сословиями возникали из-за различного положения в обществе, различных условий труда и жизни. Эксплуатации не было, так как все средства производства принадлежали народу в виде государственной, колхозной или кооперативной собственности. Распределение прибавочной стоимости общественного производства носило общественный характер, не было её единоличного присвоения.
В статье «Великий почин» (ПСС, т.39) В.И. Ленин поясняет, что значит «уничтожение классов»: «Все, называющие себя социалистами, признают эту конечную цель социализма, но далеко не все вдумываются в её значение. Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства.
Ясно, что для полного уничтожения классов надо не только свергнуть эксплуататоров, помещиков и капиталистов, не только отменить их собственность, надо отменить ещё и всякую частную собственность на средства производства, надо уничтожить как различие между городом и деревней, так и различие между людьми физического и людьми умственного труда. Это – дело очень долгое. Чтобы его совершить, нужен громадный шаг вперёд в развитии производительных сил, надо преодолеть сопротивление (часто пассивное, которое особенно упорно и особенно трудно поддаётся преодолению) многочисленных остатков мелкого производства, надо преодолеть громадную силу привычки и косности, связанной с этими остатками».
 
6. Труд и деньги (политэкономия)
Все предметы, окружающие нас, и вся пища, которую мы едим, созданы трудом рабочего человека. Деньги – лишь символ, бумажка, которую мы соглашаемся брать в обмен на наш труд и произведённые продукты. Сами по себе эти бумажки практической ценности не имеют. Капиталисты любят повторять, что работаете не вы – работают мои деньги. Но оставьте олигарха со всеми его миллиардами на острове в океане, и он умрёт от голода на куче этой бумаги, пропитанной ядовитой типографской краской, он окажется беднее бомжа, подбирающего объедки на помойке.
Деньги появились в процессе товарообмена (торговли) как эквивалент меры труда, затраченного на изготовление товара. Это выражается формулой товарообмена: Т(товар) – Д(деньги) – Т(товар). При таких простых рыночных отношениях производитель (ремесленник, крестьянин) продавал продукт своего труда для покупки товара, изготовленного другим производителем. Прямой обмен (бартер) неудобен из-за большой разницы в трудоёмкости изготовления вещей, деньги позволили «дробить» затраченный труд на части. Деньги имеют значение только при товарообмене, они выполняют роль меры абстрактного человеческого труда в системе общественных отношений.
Деньгами невозможно оценить затраченное время, значение имеет только затраченный труд, так как в зависимости от производительности за одно и тоже время будет произведено различное количество продукции. Один программист может неделю сидеть над решением пустяковой задачки, а другой всё сделает за один день. Также и разные рабочие изготовят одну и ту же деталь за различное время. Результатом «сидения» бюрократа будут бумажки, а руководитель принимает самостоятельные решения, в результате которых развивается производство и решаются проблемы жителей.
Совершенствование орудий труда привело к специализации и обобществлению процесса производства сначала в мануфактурах, а затем на крупных заводах. Но не это породило капитализм, а последовавшее затем изменение общественных отношений. Появившиеся свободные деньги стали использоваться для получения новых денег. Формула товарооборота приняла новый вид: Д–Т–Д. Покупка совершается уже не для потребления, а для продажи с наценкой.
Но оказалось, что получать доход можно только увеличивая стоимость товара, а для этого нужно затратить на его доработку человеческий труд (создающий прибавочную стоимость). Прибавочная стоимость не может возникнуть из товарного обращения, честного обмена эквивалентов стоимости (Т–Д–Т). Спекулятивная надбавка к цене приводит лишь к инфляции, ибо взаимные потери перепродавцов уравновешиваются, чему мы сами были свидетелями в 90-х годах. Тогда отдельным «челнокам» удалось получить выгоду, но всё потеряли те из них, кто не понял сути происходящего, кто не стал создавать своих фирм и нанимать рабочих. Чтобы получить прибавочную стоимость, владелец денег должен купить рабочую силу человека, потребление которой и есть труд, создающий стоимость. Таким образом, деньги превращаются уже в капитал, производящий деньги.
Стоимость рабочей силы определяется подобно стоимости всякого другого товара как эквивалент меры труда, затраченного на воспроизводство (на изготовление) рабочей силы. В данном случае – это эквивалент стоимости товаров и услуг, необходимых рабочему и его семье. Чем ниже запросы работающего человека, чем ниже его культурный уровень, чем ниже уровень социальной защиты, чем меньше его расходы на пищу, семью и предметы первой необходимости, тем дешевле он обходится капиталисту, тем больше капиталист получит прибыли. Отсюда стремление капиталистов вывозить производство из стран с высокой стоимостью рабочей силы в слаборазвитые страны.
Но купить можно только то, что продаётся. Поэтому кроме свободных денег и желания купить рабочую силу необходимо, чтобы нашлись в достаточном количестве люди, не имеющие других возможностей прокормить себя и свою семью, кроме как путём продажи своей рабочей силы (пролетарии). Капитализму необходима безработица, так как цена любого товара тем ниже, чем больше его предложение. Следовательно, чем больше безработных, тем за меньшую зарплату они готовы работать, тем дешевле они обходятся покупателю-капиталисту. Капиталист всегда стремится уменьшить цену покупки расходных материалов (сырья и рабочих), но уменьшение цены товара ниже стоимости его производства (себестоимости) ведёт к «смерти» производителя. Если это завод, производящий сырьё, то он банкротится и закрывается, а если это рабочий с семьёй – то они нищают и умирают от голода.
Необходимо различать рыночную цену товара и его реальную стоимость. Цена складывается из трёх составляющих: прибыли, постоянного капитала и переменного капитала.
Прибыль (надбавка к стоимости) зависит от баланса спроса и предложения и вызывает инфляцию. Сейчас создана целая индустрия для стимулирования спроса с помощью рекламных технологий. В результате появилась новая форма психического заболевания – шопомания, когда подвергшийся психологической обработке человек покупает ненужные ему вещи и не может остановиться. Прибыль единолично потребляет капиталист по своему усмотрению.
Постоянный капитал складывается из расходов на средства производства – стоимость его без изменений переходит на готовый продукт. Его можно представить как механическую сумму стоимости материалов, станков (в части компенсации их износа при изготовлении этой детали) и т.д. Величина постоянного капитала остаётся неизменной и при социалистическом способе производства, это объективная (постоянная) составляющая цены.
Переменный капитал – это рабочая сила. Он называется переменным, так как в процессе труда стоимость его возрастает на величину созданной рабочим прибавочной стоимости. Например, рабочий за четыре часа работы («необходимое» рабочее время) создаёт продукт, окупающий его содержание (зарплата, отпускные и т.п.), а в течение следующих четырёх часов («прибавочное» рабочее время) создаёт неоплачиваемый капиталистом «прибавочный» продукт, который называется прибавочной стоимостью. Для определения степени эксплуатации работника берётся отношение «прибавочного» к «необходимому» рабочему времени. В данном случае получается степень эксплуатации равной 100%, то есть, потратив на работника один рубль, капиталист оставляет на свои личные нужды также один рубль.
В зависимости от эффективности производства, от производительности труда это отношение будет различным. Чем выше производительность, тем богаче становится капиталист, и тем больше степень эксплуатации работника, так как его зарплата определяется рыночной ценой рабочей силы, а не величиной, созданной им прибавочной стоимости, не количеством произведённой продукции. Например, на российском алюминиевом заводе степень эксплуатации – около 1000%, так как алюминий продаётся по мировым ценам, а зарплата… российская.
Несправедливость такого распределения денег между капиталистом и работником настолько очевидна, что капиталист стремится замаскировать её. Придумываются различные формы начисления зарплаты: повременная, повременно-премиальная, сдельная и т.п. Но вся разница между ними сводится на нет нормированием труда.
Нормирование выполняет две задачи. Во-первых, придаёт видимость объективности (законности) начисления зарплаты. На самом деле зарплата зависит только от рыночной цены рабочей силы. Любой рабочий знает, что нормы выработки устанавливаются по хронометражу, то есть как начальство захочет. Во-вторых, нормирование заставляет рабочего производить больше продукции за рабочую смену, так как за сверхплановые детали полагается премия. Только это – разовая премия. Для того и существует нормировщик, чтобы срезать расценки от достигнутого. В результате для получения той же зарплаты уже все рабочие вынуждены делать больше.
Допустим, рабочий делает 100 деталей за смену, ему срезали расценки на один процент, тогда, для сохранения старой зарплаты, он должен сделать 101 деталь (дополнительную деталь делает бесплатно). Продукт «прибавочный» стал равен 51 детали, а «необходимый» остался старый – 50 деталей. Следовательно, из формулы эксплуатации получается, чтоесли производительность выросла на процент, то капиталист получает два процента прибыли (51:50х100=102%) и плюс сверхприбыль от продажи неоплаченной рабочему детали.
Повремённая оплата (оклад) не менее выгодна работодателю. Проводя нормирование и требуя увеличить объём выполняемых операций, он сокращает работников, ставших «лишними». Так как оставшиеся работники вынуждены делать работу сокращённых, то кроме зарплаты уволенного на личные расходы работодателю остаются налоги и платежи в социальные фонды (это минимум ещё второй оклад).

Виктор ПЫЖИКОВ, Оксана ДЕМЧЕНКО

Наша группа ВКонтакте