Ачинск – меры приняты, права сирот восстановлены!

ОбразованиеОбидеть слабого может каждый, тем более сироту – это, к большому сожалению, давно известная прописная истина. А защитить желающих маловато в нашей стране! Эта история началась в мае 2008 года, но свое развитие получила в феврале 2009 г.
В мае 2008 года в приемную депутата Государственной Думы В.Г. Юрчика пришел молодой человек с вопросом: «У нас в лицее принудительно заставляют сдавать деньги на ремонт, если не сдашь, вычтут из стипендии. Я из малообеспеченной семьи и платить за ремонт мы не можем. Что мне делать? Как быть?». Вопрос простой, подобное творится практически в 90% учебных заведений нашей страны. Руководство образовательных учреждений постоянно добровольно-принудительно требует с родителей учащихся сдавать деньги под любым предлогом: ремонт, охрана, мытье полов и др. даже в тех случаях, когда все это финансируется из бюджета, а кто не может сдать – тот не должен находиться в учреждении. Именно так считает руководство и начинают чинить всевозможные препятствия детям. Им все равно, какое положение в семье, чем питаются родители и дети и питаются ли вообще! Вот это ужасающее безразличие и пугает во вроде бы педагогическом руководстве учреждений!
Вернемся к нашей ситуации. Ответ был найден сразу, как и решение возникшей проблемы. Я направился к директору учебного заведения КГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 40» Иванову Виктору Васильевичу за разъяснениями.
 Директора не оказалась на месте и разговор состоялся с заместителем по УПР Кузнецовой Ириной Викторовной, которая долго и упорно оправдывалась, что все это крайняя необходимость, так как нет никакого финансирования со стороны государства и в тоже время хвасталась, что учреждение зарабатывает миллионы самостоятельно, на вопрос: «При условии получения такой прибыли, какая необходимость заставлять детей сдавать деньги на ремонт, тем более что это нарушение закона?», ответ был прост: «Хорошо, мы вернем деньги и больше собирать не будем» (с контекстом: «Так уж и быть сделаем Вам одолжение, только поскорее бы отстали!»), в завершении беседы появился Иванов В.В. и продолжил рассказ о том, какие они молодцы, как из руин был восстановлен лицей (про руины и его восстановление – правда). Итог – деньги возвращены, вроде бы проблема снята и все хорошо. Но… не любят у нас власть имущие, когда «маленькие» люди начинают защищать себя, и реакция со стороны руководства ПЛ-40 не заставила себя ждать: у обратившегося начались проблемы с получением образования.
В начале 2009 года учащийся ПЛ-40 обратился в приемную повторно с просьбой оказать содействие в решении возникших проблем с обучением в результате его первого обращения. И снова я направился к руководству учреждения, где мне рассказали, какой плохой этот обучающийся, и про его неудовлетворительную подготовку, но сказали, что «вопрос, решаемый» и предложили мне стать его поручителем (!), только в этом случае ему разрешат продолжить обучение. Столкнувшись с подобной ситуацией впервые, я решил уточнить, в чем заключаются функции поручителя, в ответ меня заверили, что никаких функций просто нет, это даст возможность продолжить процесс обучения учащемуся (я, конечно, поинтересовался каким образом, но логичного ответа не поступило). Возникшая ситуация стало очень интересна и я согласился с мыслью обязательно поговорить как можно с большим количеством учащихся данного заведения, чтобы разобраться в том, что происходит в «Профессиональном лицее № 40».
Всю информацию я довел до депутата Государственной Думы Владислава Григорьевича Юрчика и он обозначил дату, когда он приедет в Ачинск и посетит ПЛ-40.
Но ситуация стала развиваться стремительно и практически сразу после моего последнего появления в лицее в приемную поступил ряд обращений от учащихся и сотрудников ПЛ-40 о нарушении и ущемлении прав, законных интересов и свобод граждан, гарантированных Конституцией РФ, действующего законодательства, регламентирующего денежные выплаты детям-сиротам, должностных нарушениях и финансовых злоупотреблениях со стороны директора ПЛ-40 Иванова В.В. и его заместителей, а также о многих других значительных нарушениях.
После тщательного изучения заявлений и документов, поступивших от граждан были сформированы депутатские запросы от В.Г. Юрчика о необходимости проведения полной проверки всей деятельности образовательного учреждения и направлены в Министерство образования и науки Красноярского края, Прокуратуру Красноярского края и Службы финансового контроля Администрации Красноярского края, также о сложившейся ситуации было доведено до Генеральной прокуратуры Сибирского Федерального округа для осуществления контроля.
Министерством было принято решение о формировании комиссии по проверке фактов изложенных в запросе депутата ГД В.Г. Юрчика в составе которой был включен и я в качестве представителя депутата. Комиссия состояла из 8 высококвалифицированных бухгалтеров, специалистов по компьютерной технике и программному обеспечению, пожарной безопасности, главного специалиста министерства. Помимо министерской комиссии в ПЛ-40 вели расследование органы прокуратуры и ОБЭП, а также присутствовал представитель органов опеки Ачинского управления образования.
Работа комиссии проходила на высоком профессиональном уровне и самое главное – с полной объективностью, что позволило выявить реальную обстановку в учебном заведении. По итогам проверки большинство фактов, изложенных в заявлениях обратившихся, подтвердилось, более того, были выявлены и другие серьезнейшие нарушения прав детей-сирот и многое другое, что пыталось утаить руководство лицея.
Для того, чтобы перечислить все нарушения, выявленные в результате работы комиссии, необходимо исписать 20 страниц, поэтому перечислю самые значительные нарушения:
- несвоевременные выплаты (в некоторых случаях – более 9 месяцев) денежных средств, причитающихся учащимся из числа детей-сирот;
- несоответствующие законодательству начисления социальной стипендии;
- отказы со стороны руководства ПЛ-40 в выплате компенсаций детям-сиротам, тем самым нарушаются их права;
- систематические нарушения прав и законных интересов учащихся в части проживания в общежитии;
- условия проживания в общежитии не соответствуют установленным нормам;
- полное игнорирование руководством лицея обязанностей по созданию для студентов надлежащих жилищно-бытовых условий, исключена возможность приготовления студентами пищи и неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка;
- в некоторых комнатах учащиеся спят на самодельных двухэтажных металлических кроватях, использование которых ставит под угрозу жизнь и здоровье проживающих;
- в результате незаконной сдачи жилья в наем населению был получен доход учреждением за 2008 г. в размере 720 тысяч рублей, за январь 2009 г. – 71 453,00 рубля;
- не выполняются требования законодательства о соблюдении гарантий на получение учащимися качественного профессионального образования;
- органами государственной власти не обеспечивается надлежащий контроль за осуществлением органами местного самоуправления г. Ачинска переданных им государственных полномочий, а также за эффективным использованием предоставленных на эти цели денежные средства;
- со стороны отдела опеки и попечительства г. Ачинска не принимается мер по осуществлению контроля за сохранностью жилых помещений, закрепленных за детьми – сиротами;
- нарушены требования пожарной безопасности;
- использование нелицензионного программного обеспечения на компьютерной технике, предназначенной для образовательного процесса;
- грубейшие нарушения в части бухгалтерского учета, инвентаризационной политики и начислений заработной платы сотрудникам лицея (количество нарушений изложено на 12 страницах);
В период проведения всех проверок руководство ПЛ-40 писало жалобные письма во всевозможные инстанции о том, что комиссия работает неправомерно, все это делается из сугубо корыстных целей помощника депутата Юрчика (почему-то объяснить, в чем именно заключается корысть, никто не смог, видимо, по мнению Иванова, защита прав детей-сирот – это и есть корыстные цели) и сочинялись множество других историй. Звонков от так называемых ходоков поступило очень много в том числе от депутата Законодательного Собрания Красноярского края. Но результата жалобы не дали, справедливость восторжествовала и права сирот восстановлены, благодаря прежде всего профессионализму и объективности проверяющих и органов прокуратуры. Впрочем, в это число не входят органы опеки Ачинского управления образованием.
В отношении органов опеки и попечительства хочется добавить, что они самоустранилось от выполнения возложенных на них обязанностей по защите прав студентов из категории детей-сирот, о чем также говорится в представлении прокуратуры в адрес руководителя управления образованием Стрельцовой Е.В. Однако пришедший на проверку начальник отдела опеки Зорич объявил, что представление прокуратуры их особо не интересует, и на вопрос «Какие меры собираются применять органы опеки по устранению нарушений допущенных руководством ПЛ-40?», ответил: «А чего здесь проверять, мы год назад смотрели, вроде все нормально. Проверять ничего мы не будем! И вообще нас не устраивает представление прокуратуры». Видимо такого же мнения и сама Стрельцова Е.В., которая вместо положенных законом ответов дает несуразные отписки на запросы депутата Государственной Думы, что противоречит всем действующим актам Федерального законодательства. Чем она руководствуется, когда дает такие ответы? На этот вопрос ответ даст прокуратура.
Результаты проделанной работы по защите нарушенных прав детей-сирот следующие:
- произведен перерасчет стипендий с выплатой образовавшейся задолженности, сумма выплат составила более 300 000 р.;
- выявленные факты использования нелицензионного программного обеспечения устранены;
- по фактам нарушения требований пожарной безопасности, органом государственного пожарного надзора ПЛ №40 привлечен к административной ответственности;
- в адрес Иванова В.В. внесены два представления Ачинской межрайонной прокуратурой, а также в адрес начальника управления образованием администрации г. Ачинска Стрельцовой Е.В.;
- приняты следующие меры дисциплинарных взысканий: директору КГБОУ НПО ПЛ № 40 объявлен выговор с пересмотром заработной платы, уволены главный бухгалтер, заместитель директора по УВР, бухгалтер уволен, социальный педагог;
- ведение бухгалтерского учета передано в Ачинский филиал КГСУ по ведению бюджетного учета «ТЦБ».
Описанные грубейшие нарушения стали возможными из-за полного отсутствия контроля со стороны Управления образованием администрации г. Ачинска за надлежащим исполнением руководством образовательного учреждения законодательства об образовании, о защите правд детей-сирот, а также целевым использованием средств, выделяемых из краевого бюджета.
В завершении хочется добавить, что результаты всей проделанной работы по защите прав сирот стали возможными только благодаря тем детям, которые не побоялись рассказать правду, несмотря на большое давление и запугивание со стороны руководства ПЛ-40, а также благодаря профессиональному и объективному отношению к проверке фактов, изложенных в депутатском запросе, сотрудниками министерства образования и органами прокуратуры. Данная ситуация еще раз доказала: когда граждане вместе, они могут победить беззаконие со стороны чиновников.
Не бойтесь защищать свои права, безвыходных ситуаций нет, есть глупый страх, создающий иллюзию безысходности.
 
Владимир Седов,
помощник депутата Государственной Думы В.Г. Юрчика

Наша группа ВКонтакте