Школа ремонта

РемонтПочему практически все аукционы по ремонту образовательных учреждений Ачинска выигрывает одна и та же фирма?
Два года назад, когда обсуждались поправки в федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», специалисты много спорили. Особо острыми были дискуссии по поводу выставления подрядных работ на аукционы – практически нигде в мире этого не делают. Но в России сфера госзаказов настолько коррумпирована, что правительство сознательно пошло на этот шаг – контракты должны быть более прозрачными. Поправки в ФЗ в итоге внесли, и с 1 января 2008 года муниципалитеты обязаны выставлять все подрядные строительные работы на аукционы.

Миллион – раз, миллион – два… Продано!
Если внимательно изучить результаты ачинских аукционов по ремонту образовательных учреждений, то можно увидеть одну любопытную закономерность: подозрительно часто победителем становится одна конкретная фирма – назовем ее, допустим, «СтройРегресс». Особенно это касается ремонта кровли или устройства крытой веранды – тут этой фирме и вовсе нет равных, практически все аукционы выигрывает именно она.
Пройдемся по нескольким торгам, случившимся в последнее время. Далеко ходить не будем – ноябрь прошлого года. Администрация выделила более двух миллионов рублей на устройство прогулочных веранд в детском саду № 48. Вроде и цена заманчивая, и конструкции не Бог весть какой сложности, но, как свидетельствует протокол открытого аукциона, в нем было зарегистрировано всего два участника. Победитель – «СтройРегресс».
27 ноября состоялся аукцион по капитальному ремонту детсада № 36. Цена контракта немаленькая – 26,5 миллиона рублей! И снова на эти деньги нашлось всего два претендента, а на аукцион и во­все явился только представитель «СтройРегресса».
Спустя две недели администрация Ачинска проводит новый аукцион – на него отдельно выставляется ремонт шиферной крыши и устройство веранд в том же детском саду. Стоимость контракта – около пяти миллионов. Несмотря на то, что конкурсной комиссии было представлено семь заявок, принять участие в аукционе смог только «СтройРегресс» – всем остальным по разным причинам отказали.

Дешевле не бывает
А вот и нынешние, весенние аукционы. 1,85 миллиона рублей выделено на устройство кровли в школе № 11. «СтройРегресс» торгуется до последнего, скидывает цену на 36 процентов (до 1 миллиона 185 тысяч рублей) и в итоге становится победителем среди 16 участников! Поскольку на аукционе основным определяющим фактором при выявлении победителя является именно самая низкая цена, давайте на примере той же школы № 11 произведем нехитрые арифметические расчеты, чтобы понять, почему «СтройРегресс» может позволить так легко побеждать конкурентов.
Для начала в самом простом виде поясним, откуда появляется эта сумма – 1,85 миллиона: инженерами составляется дефектная ведомость школьной крыши, где указано, какие работы нужно произвести и что поменять, затем анализируются средние цены на материалы, к ним прибавляется оплата труда рабочих, эксплуатация машин – вот от этой итоговой суммы организаторы торгов и отталкиваются.
Тогда почему «СтройРегресс» может позволить сбросить аж треть цены? Ведь, согласно конкур­сной документации, только на материалы должно потребоваться не менее 1 миллиона 369 тысяч рублей! Прибавьте к этому зарплату рабочим, налоги, оплату техники, да и фирма какую-никакую прибыль должна получить – все-таки это коммерческая организация, а не благотворительный фонд.
Не нужно быть великим математиком, чтобы понять: выиграв аукцион, фирма впоследствии либо экономит на рабочей силе (что маловероятно, ведь за копейки сейчас мало кто работать согласится), либо заменяет заявленные в смете материалы на другие, более дешевые.

Полцены за отстойник
Впрочем, «СтройРегресс» способен еще и не на такое снижение: например, на аукционе по капремонту крыши школы № 2 фирма сбила цену аж на 41 процент. А капитальный ремонт мягкой кровли и фасада здания биофильтров с вторичным отстойником детского лагеря «Сокол» она и вовсе предложила сделать дешевле на 50 процентов! Согласитесь, возникает резонный вопрос: за счет чего происходит удешевление?
К сожалению, руководители ачинских строительных фирм, участвующих в аукционах, отказались от официальных комментариев. Но в приватной беседе представитель одной из фирм признался:
– Мы сначала не могли понять: например, на ремонт крыши администрация планирует потратить 1 миллион рублей. Мы прикидываем, во сколько нам обойдется этот ремонт, причем прикидываем по самым недорогим материалам – чтобы знать, на какой минимальный уровень можем уронить цену. Допустим, получается 900 тысяч. И вдруг мы узнаем, что «СтройРегресс» предлагает цену, гораздо более низкую! Как такое может быть? Они что, себе в убыток работают? Откуда у них резервы? Долго мы пытались разгадать эту загадку, пока не побывали в одной из школ, где работники «СтройРегресса» вели работы. И выяснились любопытные детали: материалы, которые они используют, КРАЙНЕ НИЗКОГО КАЧЕСТВА и не соответствуют требованиям документации. Это означает лишь одно: через короткое время они придут в негодность, и нужно будет вновь тратить бюджетные деньги на ремонт. Любопытства ради мы пытались найти стоимость этих материалов. И сделали еще одно потрясающее открытие: некоторые из них производители даже в своих прайсах не обозначают, поскольку они являются чуть ли не отходами производства и стоят – копейки!

Заявка на победу
В общем, секрет оказался прост. Как считают специалисты, любая экспертиза (если она будет) покажет, что школьные крыши в Ачинске сделаны совсем не из того, что написано в бумагах.
Впрочем, это неудивительно: в фирме «СтройРегресс», судя по всему, любят выдавать одно за другое. Например, ни в одной конкурсной документации не указан ее руководитель – везде фигурирует лишь некий ее представитель, действующий по доверенности. Почему же руководитель не хочет «светиться»?
Тем временем в июне подряд на капремонт мягкой кровли на детском саду № 41 снова выиграл «СтройРегресс» (было заявлено четыре участника).
Теневые навесы в дет­ском саду № 22 также будет делать «СтройРегресс» – для участия в аукционе подавалось пять заявок, но зарегистрировался почему-то только «СтройРегресс».
17 июня эта же фирма, как единственный участник, выигрывает аукцион на текущий ремонт веранд в детсаде № 14.
При этом ни красноярские, ни, тем более, ачинские фирмы, не могут составить ей конкуренцию. Видимо, фирма эта обладает очень мощными ресурсами. И не только финансовыми, но и административными. Впрочем, в рамках президентской программы борьбы с коррупцией оставим эту тему для тех, кто отвечает за ее реализацию.

Андрей ЮРЬЕВ, www.np-press.ru

Наша группа ВКонтакте