Мавзолей

МавзолейНа решение забальзамировать тело Ленина повлияла вера русского простонародья в нетленность тел святых. Активными сторонниками бальзамирования были Красин и Луначарский. Красин и не скрывал, что он сознательно создаёт культ Ленина как «нового Христа», сравнивая в своих статьях мавзолей с гробом Господним в Иерусалиме.
Ещё одним сторонником бальзамирования тела Ленина был Сталин, который в отличие от большевиков-западников имел мощное религиозное чутье и хорошо знал народ (он был чуть ли не единственным среди членов ЦК выходцем из простонародья).
Речь идёт не просто о сознательном «обмане во благо» (как его понимали большевики). Народная вера в бессмертие Ленина распространялась и на первых лиц партии, только она приняла у них наукообразную форму.
Многие вожди и идеологи большевизма 1920-х годов были последователями учения Н.Ф.Фёдорова о всеобщем воскрешении и были убеждены, что при коммунизме бурно разовьётся наука и техника и будет придуман «научный способ» воскрешения умерших поколений. Первым среди воскресших, по их мнению, должен стать Ленин, для чего надо сохранить его тело.
В народе, начиная с 1924 года, циркулировали слухи о том, что Ленин не умер, а спит.
В 1930-е годы происходит массовое переселение крестьян в города. Русский народ из народа крестьянского становится народом рабочих, инженерно-технической интеллигенции, учителей, учёных. Но эти городские русские, русский советский народ были наследниками традиционного русского крестьянства и бессознательно переносили в города и их образ жизни, и их образ мысли.
С.Кара-Мурза хорошо показал в «Советской цивилизации», что советские заводы и фабрики были наследниками крестьянской общины.
То же произошло и с культом Ленина, который стал неотъемлемой частью жизни советских людей. Это был действительно культ, который имел собственные обряды (клятвы Ленину, изучение его трудов, возрастная инициация - вступление в пионеры, в комсомол, связанная с поклонением Ленину).
Важную часть в этом культе играло паломничество к Мавзолею Ленина. Оно, как правило, было добровольным и свидетельствовало о личном «коммунистическом благочестии».
Несмотря на внешний и даже довольно агрессивный атеизм, в советских людях жила вера в то, что Ленин не вполне умер и своими «благотворными энергиями» управляет созданным им государством даже из гроба. Совершенно не случайно возникла традиция в праздничные дни (7 ноября и 1 мая) руководителям государства и партии всходить на Мавзолей и приветствовать оттуда народ. Земные правители превращались как бы в медиумов, через которых вещал и правил настоящий и единственный легитимный сам по себе «советский царь» - Ленин
Образ Ленина сохраняет и остаётся центром духовного мира русского народа. Он вбирает в себя острое чувствование мирового зла, страстное стремление к справедливости, веру в добро и в благой исход истории, характерные для русских всегда.
Именно поэтому агрессивная антиленинская пропаганда 1990-х годов обернулась тяжелейшим ударом по народной нравственности. Большинство русских простых людей, для которых Ленин был сверхчеловеческим Спасителем – борцом с мировым злом, очернение образа Ленина восприняло как крушение всего святого и доброго.
 А поскольку в их мире не осталось ничего доброго и святого, то они и скатились в глубочайший моральный релятивизм, решив, что теперь можно всё: и подличать, и красть, и предавать Родину.
К сожалению, к такому повороту событий были причастны и некоторые идеологи русской православной церкви, в основном пришедшие в церковь из среды либеральной диссидентской интеллигенции. Лишённые национальной почвы, не чувствующие под собой страну и народ, они не понимали, что культ Ленина несёт в себе остаточные черты христолюбия русского народа, и если его просто разрушить до основания, то не останется никаких опор для народной нравственности.
Надо думать, что взгляд на архитектурное сооружение на Красной площади, содержащее бальзамированное тело В.И.Ульянова-Ленина, не может не измениться. Ведь давно ясно, что Мавзолей – вовсе не памятник реальному Ленину как деятелю российской и международной социал-демократии конца 19-начала 20 века (хотя Ленин, как основатель советской государственности, достоин гражданского почитания, как человек, под чьим руководством была отражена иностранная интервенция, предотвращено превращение России в полуколонию Запада и фактически собрана империя, только под другим названием и другим флагом).
Мавзолей на Красной площади – памятник русской вере в справедливость, а значит, памятник русскому традиционному крестьянству и его правопреемнику – русскому советскому народу. Это народ наших отцов и дедов. В определённой мере это до сих пор и наш народ. Можно говорить о том, что этот народ в чём-то и ошибался, но вычёркивать его из истории, уничтожая его святыни (независимо от того, верим мы в них или нет) кощунственно.

Р.Одинцов, г.Москва

Наша группа ВКонтакте