Андрей Селезнёв: «Нужно дать населению возможность управлять»

Андрей Селезнев. Фото: Борис БарминСвою деятельность в городском Совете Андрей Селезнёв начал с критики, что вполне отвечает и характеру, и, скажем так, политическому настрою депутата. Он готов к переменам и отлично осознаёт все свои преимущества. Как выпускник истфака умеет анализировать прошлое и просчитывать вектор будущего. Нынешний созыв для него - первый.

- Андрей Валерьевич, наша рубрика посвящена пятнадцатилетию городского Совета. И первый вопрос закономерен: как Вы оцениваете деятельность красноярского парламента?
- Я считаю, что горсовет должен быть в первую очередь органом, представляющим интересы населения. Однако, к сожалению, современное российское законодательство отрывает представительные органы от этой функции, заменяя её другой - законотворческой. Мы принимаем правила поведения в городе, и с этой задачей городской Совет вполне справляется.
А вот что касается представительства интересов народа, то с этим у нас есть определённые проблемы. И связаны они в первую очередь с объективными обстоятельствами. Так, один депутат, избранный по одномандатному округу, представляет в среднем 33 тысячи человек. Есть округа, в которых и 40 тысяч жителей. А если депутат избран по партийному списку, то и представлять ему приходятся интересы ещё большего количества народа… Естественно, в такой ситуации парламентарий просто не в состоянии охватить, понять все насущные проблемы избирателей, интересы которых он призван защищать.

- Но ведь сколько людей, столько и мнений, требований, проблем. И всё решить невозможно. А кроме того, то, что благо для одного, может не устраивать другого. Поэтому, наверное, разумнее заниматься именно разработкой общих правил поведения, законов, которым должны подчиняться все.
- Если смотреть на общую практику развития общества, то станет очевидным: мы идём к тому, чтобы депутат был не самодостаточной личностью, а являлся человеком, который выражает интересы более или менее широких слоёв населения. Конечно, очень сложно, услышав тысячи мнений, сформировать нечто единое. И всё-таки именно в этом ключе должна строиться работа городского Совета, и, собственно говоря, именно на это направлена моя деятельность в местном парламенте.
К слову, политический форум в Ярославле, на котором присутствовал и президент России, был посвящён как раз данной теме. Человечество всегда хотело жить в золотом веке, стремилось построить систему управления так, чтобы власть была максимально приближена к населению. Но в связи с определёнными этапами развития общества и рядом ограничений оно выдумало представительную демократию, которая, по большому счёту, многие проблемы не решает. Правда, сегодняшний уровень развития технологий позволяет нам приблизиться к реализации возможности прямого участия граждан в управлении. Есть пути решения этой задачи.

- И какие?
- В первую очередь необходимо расширить состав городского Совета. 35 человек - слишком мало для почти миллионного города. К тому же все депутаты, кроме председателя и заместителя, работают на общественных началах, как представители населения. Вот только в состоянии ли они в должной мере представлять интересы жителей? Есть такая формула оптимального числа депутатов законодательных органов. Согласно ей количество народных избранников должно исчисляться следующим образом - корень кубический из числа избирателей. Для города Красноярска это примерно 70 депутатов.

- Однако сегодня мы наблюдаем другую тенденцию. Многие говорят о необходимости сокращения представительских органов, о том, что нет смысла содержать огромные парламенты, что это крайне затратно.
- Демократия никогда не была дешёвым инструментом. Если же исходить из предложенной вами логики, то получится, что нам и вовсе не нужен парламент. Давайте изберём одного человека, а лучше будем передавать власть по наследству. Разве не так? Логика представительных и законодательных органов и заключается в том, чтобы представлять народ, максимально приближая власть к населению. Поэтому заявление о том, что всё надо сократить, совершенно неправильное. Наоборот, представительство должно быть действительно широким. Это первое. А второе - работу городского Совета нужно сделать максимально открытой.
С точки зрения открытости мне очень понравился парламент Израиля, Кнессет, на сайт которого я зашёл, изучая практику прямых трансляций заседаний. В Интернете можно посмотреть, находится ли депутат в здании парламента, присутствует ли на заседании, не прогуливает ли. Там, видимо, установлена специальная система контроля, поэтому можно наблюдать буквально все перемещения депутата в Кнессете и все его действия. Конечно, до такого тотального контроля горсовет не дорос, да нам, может, и не стоит стремиться к подобному. Но стать максимально открытыми, чтобы граждане могли следить за публичной правотворческой деятельностью депутатов, всё же необходимо. В этом отношении мне показалось очень любопытным предложение либерального клуба партии «Единая Россия» создавать на сайтах администраций и представительных органов специальные кабинеты чиновников или депутатов. Чтобы любой гражданин смог зайти и поставить оценку представителю власти.

- А готово ли наше население к таким новациям? Будут ли люди посещать личный кабинет, ставить оценки?
- Уверен: если такая возможность появится, люди будут этим заниматься, им это интересно. Конечно, все сто процентов жителей не станут каждое утро заходить на сайт органов власти и принимать участие в решении проблем города. Но идея демократии участия заключается в том, чтобы создать механизм, дающий населению максимум возможностей, чтобы тот, кто желает управлять, мог это сделать. И это сегодня просто необходимо.

- Давайте перейдём от теории к практике: какие конкретные шаги предприняты в данном направлении? Приблизил ли городской парламент жителей к управлению?
- Если мы говорим о расширении открытости горсовета, то в данном направлении сделано… ну, много - это, наверно, слишком громкое слово. Однако мы не стоим на месте. В первую очередь стоит упомянуть о том, что сегодня ведутся аудиотрасляции с заседаний городского Совета. И у нас есть немало откликов от людей, которые пользуются этой возможностью, причём активно. Кроме того, стоит упомянуть о размещении на сайте общих результатов голосования, а также проектов, которые поступают в горсовет. Все желающие могут следить за этим. К сожалению, мне с группой депутатов не удалось добиться свободного прохода граждан на сессию, как и нормативного закрепления участия граждан в формировании бюджета города. Хотя администрация уже использует эту технологию: при формировании списка ремонта дорог власть опиралась на мнение жителей.
Также я участвовал в принятии комплекса нормативных документов, которые регулируют непосредственное участие граждан в управлении Красноярском. Так, решением городского Совета было снижено в десять раз число граждан, которые могут проявить правотворческую инициативу. Раньше нужно было организовать группу из пяти тысяч человек, а теперь достаточно пятисот. И у нас уже есть пример того, как жители воспользовались этим положением. Так что очевидно: если убирать заградительные барьеры, люди тут же используют своё право.
Ещё одна горячая тема - регулирование проведения публичных слушаний. После обкатки данного проекта стали очевидны все его недостатки. Мы слишком ударились в получение экспертных мнений, а исходя из логики федерального законодательства, эта площадка предназначена в первую очередь для того, чтобы дать гражданам высказать своё мнение. Поэтому мы с Александром Александровичем Глисковым внесли соответствующие поправки.

- Как правило, именно экспертные мнения позволяют жителям разобраться в проблеме, сформировать собственное отношение к проблеме. Не зная всех деталей проекта, участники обсуждения не смогут сделать грамотные выводы. Приходить и влиять на принятие решения должны люди, обладающие какой-то информацией.
- Для этого, собственно говоря, и принят нормативный акт о проведении собраний и конференций граждан. Одним из оснований их созыва как раз является отчёт о деятельности властей, а также о планах администрации. Правда, пока такой практики в Красноярске не было.
Есть и ещё одна сфера, которую нам необходимо развивать. Это территориальное общественное управление. По сути, мы только подходим к реализации данной возможности, приняв недавно положение о ТОС. Главное, что мы заложили туда меры поддержки таких объединений граждан, ведь очевидно, что без участия власти дело не сдвинется с места.

- Участие граждан в управлении города, вероятно, далеко не единственная тема, которая интересует Вас как депутата?
- Чаще всего я определяю приоритеты по болевым точкам, которые есть в городе. Выявляя проблему, мы с коллегами начинаем формировать проект, который потом обсуждается в городском Совете. Сейчас в комиссиях очень непросто идёт вопрос о пожизненной ренте для одиноких пенсионеров. Также мы разрабатываем проект о городских автостоянках: к 17 апреля должны внести его в городской Совет. Согласно концепции, город должен определить места для автостоянок, а потом выставить на торги территории, предназначенные для строительства платных паркингов…
Впрочем, это все обширные и довольно серьёзные темы, каждая из которых достойна отдельного разговора. Главное же, на мой взгляд, что инициатором многих актуальных проектов является сам городской Совет, который стал самостоятельным консолидированным органом. Да, здесь сталкиваются различные интересы, но именно так вырабатываются оптимальные решения вопросов.

Автор: Ирина Голубович
Фото: Борис Бармин

Газета «Городские новости»