«Народный бюджет»: новый формат

Андрей Селезнев

Администрация Красноярска

Красноярцы должны формировать не только доходную часть городского бюджета, но и определять политику расходов муниципалитета.

В сентябре Красноярский городской Совет депутатов рассмотрит проект решения «О внесении изменений в некоторые решения Красноярского городского Совета депутатов с целью привлечения граждан к участию в формировании бюджета города» (Скачать текст проекта), внесенный депутатом Андреем Селезневым. 

Идея привлечения граждан к формированию бюджета города не нова. Еще 2007 году власти организовали обсуждения краевого и городского бюджетов на 2008 год в рамках проекта «Народный бюджет». Проект наделал много шума, был признан успешным и эффективным, но, к сожалению, вскоре был забыт. Проект Селезнева реанимировал идею народного участия в формировании бюджета города. 

Проект предполагает так изменить действующие решения городского Совета «О бюджетном процессе в городе Красноярске» и «О порядке организации и проведения публичных слушаний по проектам бюджета города и отчета о его исполнении», чтобы привлечь граждан к непосредственному прямому участию по составлению и рассмотрению бюджета города на всех стадиях бюджетного процесса. 

– Практика показывает, что более 50% доходов, поступающих в бюджет города, формируется за счет налога на доходы и имущество физических лиц, т.е. жители города непосредственно формируют более половины всех доходов городского бюджета. Но парадокс заключаются в том, что они фактически не могут определять политику расходов городского бюджета. За них это решают органы местного самоуправления, которые, что греха таить, часто становятся лоббистами частных интересов корпораций, предприятий и фирм. Это несправедливо, ситуацию необходимо менять, – считает Андрей Селезнев. 

Проект, предложенный депутатом, предусматривает, что ежегодно Глава города сможет формировать по районам города Советы по вопросу формирования бюджета города из представителей общественности, предложенных ему органами территориального общественного самоуправления, собраниями и конференциями граждан. 

Предполагается, что Советы по вопросу формирования бюджета города будут:

  • формировать перечень предложений граждан, реализация которых относится к ведению органов городского самоуправления и (или) требует расходов городского бюджета, направлять указанные предложения граждан в администрацию города для рассмотрения и учета при формировании бюджета города на очередной финансовый год и плановый период.
  • обсуждать разработанные органами администрации города основные направления бюджетной и налоговой политики, вырабатывать предложения по ним, в том числе по приоритету разделов, подразделов и целевых статей расходов бюджета города;
  • обсуждать и вырабатывать предложения по основным характеристикам бюджета города;
  • обсуждать заключение администрации города о возможности осуществления и финансирования предложений граждан, реализация которых относится к ведению органов городского самоуправления и (или) требует расходов городского бюджета, определять приоритетность осуществления этих предложений по разделам классификации расходов бюджета города;
  • обсуждать информацию об учете предложений граждан в проекте бюджета города на очередной финансовый год и плановый период;
  • обсуждать отчет об исполнении бюджета города за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года, годовой отчет об исполнении бюджета города;
  • направлять Главе города предложения о включении в комиссию по разработке бюджетного послания представителей общественности, входящих в состав этих Совета;
  • рассматривать иные вопросы, касающиеся обсуждения вопроса формирования, утверждения, исполнения бюджета города на очередной финансовый год и плановый период, контроля за его исполнением, а также вопросы организации своей деятельности. 

Решения Советов по вопросу формирования бюджета города будут носить рекомендательный характер, и учитываться администрацией города в порядке и в соответствии с методикой, утвержденных постановлением Главы города. 

Проектом решение предусмотрено включение представителей общественности (по одному представителю от каждого Совета) в состав комиссии по подготовке бюджетного послания. Проект решения предполагает возложить на эту же комиссию полномочия комиссии по проведению публичных слушаний по проекту бюджета и отчета по его исполнению. 

Проект решения предполагает обязательное приглашение членов Советов по вопросу формирования бюджета города на публичные слушания по проекту бюджета и отчета об его исполнении. 

Также проект решения предполагает установить время проведения публичных слушаний в будние дни с 18 до 23 часов, в выходные дни с 10 до 19 часов и запрет на проведение публичных слушаний в нерабочие праздничные дни, в дни непосредственно предшествующие и следующие за этим днем. Данная норма направлена на обеспечение возможности гражданам принять участие в публичных слушаниях и является уже сложившейся практикой проведения в городе Красноярске публичных слушаний по другим вопросам местного значения. 

– В отличие от проекта трехлетней давности, проект участия граждан в формировании бюджета города потребует меньше средств на изучение мнения красноярцев при составлении бюджета. Более того, если проект «Народный бюджет» можно реализовывать только при растущей экономике и «тучном» бюджете, то этот проект участия граждан в формировании бюджета города можно осуществлять и как при положительной конъюнктуре, так и, что сейчас особенно важно, при кризисных явлениях в экономике. Ведь не даром данный проект впервые был реализован в Латинской Америке, а уже потом был разрекламирован и рекомендован к внедрению в других странах Организацией Объединенных наций, – утверждает депутат.