Владислав Юрчик о проекте федерального бюджета на 2010 г.

Владислав ЮрчикБюджет на следующий год – это не только главный финансовый документ страны, но и самый настоящий прогноз развития экономической ситуации, который дает Правительство. Как мы знаем, наша власть не особенно сильна в прогнозировании. Взять хотя бы сравнительно недавний пример: самоуверенное принятие трехлетнего бюджета в 2007 году, когда уже были слышны громовые раскаты надвигающегося мирового финансового кризиса. Правительство, судя по всему, исходило из того, что раз в 2007 году на страну лился дождь сырьевых сверхдоходов, то так будет продолжаться и в 2008, и в 2009, и в 2010 годах. Но жизнь, как говорится, внесла свои коррективы: раздутые бюджеты пришлось сокращать по всей стране. Что же Правительство пророчит на следующий год, и какой бюджет оно вносит на рассмотрение в Госдуму, основываясь на этих представлениях?

«Умеренный оптимизм» взаймы
Проект федерального бюджета на 2010 год рассчитан исходя из так называемого «умеренно-оптимистичного сценария развития экономики страны и консервативного развития мировой экономики». Он предполагает оживление в экономике страны вследствие роста реального объема кредитования и, обратите внимание, повышения эффективности и конкурентоспособности бизнеса. Неизвестно, с какой стати у бизнеса, оглушенного кризисом, повысится «эффективность и конкурентоспособность». Его состояние можно скорее охарактеризовать пословицей «не до жиру, быть бы живу».
По-прежнему одним из основных параметров для расчета бюджета является цена российской нефти на мировых рынках. Она в расчетах на 2010 год в среднегодовом исчислении принята в размере 58 долл. за баррель. Надо отметить, что это как раз довольно пессимистичный прогноз, так как уже пять месяцев подряд ее цена превышает 65 долларов, а консенсус-прогноз 16 ведущих мировых агентств по прогнозу цены предполагают, что в будущем году она составит 63,8 доллара за один баррель. Сам собой напрашивается вывод о сознательном занижении цены для того, чтобы пресечь попытки оппозиции увеличить социальные расходы бюджета и направить деньги на поддержку населения в это непростое время. Остальные основные показатели, используемые для расчета бюджета, приведены в таблице 1.

Таблица 1. Основные макроэкономические показатели для расчета проекта федерального бюджета на 2010 год

Наименование показателя

Единица измерения

2008 год отчет

2009 год оценка

2010 год прогноз

Валовой внутренний продукт

млрд. руб.

41668

38997

43187

Цена нефти марки «Юралс»

долл./бар.

94,4

57,0

58,0

Цена на газ (дальнее зарубежье)

долл./тыс. куб. м

354,2

242,8

252,71

Цена на газ (страны СНГ)

долл./тыс. куб. м.

144,1

129,6

145

Курс доллара к рублю (среднегодовой)

руб. за долл. США

24,8

32,7

33,9

Объем экспорта

млрд. долл. США

471,6

285,0

306,6

Объем импорта

млрд. долл. США

291,9

190,3

199,6

Экспорт нефти

млн. тонн

243,1

246,0

245,8

Экспорт нефтепродуктов

млн. тонн

117,9

122,2

121,3

Экспорт природного газа

млрд. куб. м

195,4

161,9

190,3

Прибыль прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета

млрд. руб.

9910

8995

9415

Фонд заработной платы

млрд. руб.

10242

10746

11735

Объем добычи нефти

млн. тонн

488

490

490

Объем добычи газа

млрд. куб. м

664

623

634


В целом, по мнению Правительства, следующий год в финансовом отношении будет несколько лучше, чем текущий. Доходы немного увеличатся, дефицит бюджета немного сократится. Основные характеристики бюджета на 2010 год в сравнении с двумя предыдущими годами приведены в таблице 2.

Таблица 2 (млрд. руб.)

Показатели

2008 год, отчет

2009 год, оценка

2010 год, прогноз

ДОХОДЫ, всего

9 275,9

6 713,8

6 950,0

Нефтегазовые доходы

4 389,4

2 797,6

3 194,7

Доходы без учета нефтегазовых доходов

4 886,5

3 916,2

3 755,3

Нефтегазовый трансферт

2 531,1

2531,1

1 943,4

РАСХОДЫ, всего

7 570,9

9 931,4

9 886,5

Дефицит\профицит

1 705,1

-3 217,6

-2 936,9

в %% к ВВП

4,1

-8,3

-6,8

Верхний предел
государственного внутреннего долга РФ

1.804,2

2 515,3

3301,8


Как видим, доходы бюджета-2010 прогнозируются в объеме 6 950 миллиардов рублей, что на 236,2 миллиарда больше, чем уточненная оценка текущего года. Рост доходов обусловлен изменениями в бюджетном и налоговом законодательстве, некотором увеличении ряда макроэкономических показателей. Но даже при этом дефицит бюджета составит 2 936,9 миллиарда рублей. Предполагается, что этот дефицит будет покрываться за счет средств Резервного фонда - 2 187,4 миллиарда, Фонда национального благосостояния - 58,4 миллиарда и заимствования на внутреннем и внешнем финансовых рынках. Кроме того, Правительство планирует занять путем выпуска государственных ценных бумаг внутри страны 261,4 млрд. руб. и 429,6 млрд. руб. - за рубежом. При этом необходимо отметить негативную тенденцию в политике финансовых властей страны, которые ведут ее в долговую яму. Если в 2008 году верхний предел внутреннего государственного долга составлял 1 804 млрд. руб., то в будущем году он возрастет почти в два раза, и достигнет 3 301,8 млрд. руб. Внешний государственный долг за этот период увеличится на треть и достигнет 63,3 млрд. долларов США. Вместе их объем в будущем году составит 73 процента от годовых доходов федерального бюджета.
Соответственно растут расходы на обслуживание государственного долга и в будущем году они составят 304,0 млрд. рублей, что в полтора раза больше, чем в 2009 и два раза больше, чем в 2008 годах.
Такой вот «умеренный оптимизм» взаймы. Причем деньги берутся как раз у тех самых «будущих поколений», благом которых оправдывалось изъятие сырьевых сверхдоходов из экономики страны в предыдущие годы (это вместо восстановления катастрофически изношенной инфраструктуры, что было бы гораздо полезнее не только будущим, но и нынешним поколениям). Первый раз «будущие поколения» будут ограблены, когда будут проедены деньги из кубышки, названной их именем, а второй раз - когда вновь будут взяты кредиты, по которым этим самым поколениям и придется расплачиваться.
А что «подушка безопасности Кудрина» исчезнет, это уже факт: к концу 2010 года от триллионов Резервного фонда останется всего 48 миллиардов. Фонд национального благосостояния просуществует чуть дольше, его объем сократиться в десять раз к концу 2012 года. Совершенно ясно, что никакого влияния на повышение благосостояния большинства людей он не оказал и уже не способен оказать.

На что будем тратить?
По утверждениям Правительства, расходы федерального бюджета были сформированы, исходя из следующих приоритетов: финансовое обеспечение пенсионной реформы, безусловное выполнение социальных обязательств государства, стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в экономике, стабилизацию ситуации на рынке труда, финансовое обеспечение модернизации армии, выполнение принятых международных обязательств. В таблице 3 приведены расходы по разделам бюджетной классификации.

Таблица 3 (млн. руб.)

 

2008, отчет

 2009, оценка

2010, прогноз

РАСХОДЫ - всего

7 570 900

9 931 400

9 886 900

Общегосударственные расходы

839 390,5

957 539,3

1 186 252,6

Национальная оборона

1 016 395,8

1 183 444,3

1 225 101,3

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

835 564,5

1 006 319,7

1 062 381,8

Национальная экономика

1 025 018,2

1 845 688,9

1 346 819,2

Жилищно-коммунальное хозяйство

129 535,7

142 873,4

137 722,1

Охрана окружающей среды

10 172,5

13 326,1

12 249,8

Образование

354 999,0

413 101,0

398 733,2

Культура. Кинематография. Средства массовой информации

88 851,7

114 734,3

108 224,4

Здравоохранение. Физическая культура и спорт

278 212,4

348 191,4

332 594.4

Социальная политика

293 645,0

331 345,5

328 690,0

Межбюджетные трансферты

2 674 034,6

3 544 565,9

3 720 100,3

Трансферты внебюджетным фондам

1 579 954,3

2 070 371,2

2 596 360,8


Правительство практически заморозило заработную плату работникам бюджетной сферы с этого года. Военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов с 1 августа 2009 года произведена индексация денежного довольствия на 8,5 процентов, а гражданским государственным служащим она в этом году производиться не будет. Что касается следующего года, то возможно Правительство примет решения проиндексировать военным зарплату с 1 сентября на уровень инфляции, а гражданским с 1 декабря. Это означает, что к концу следующего года покупательная способность гражданских работников бюджетной сферы упадет, как минимум на 20 процентов, а военных на 10 процентов. Соответственно в бюджет закладываются расходы на денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц с ростом всего в 8,0 процентов, денежное содержание государственных гражданских служащих с ростом в 0,6 процентов. А расходы на зарплату работников, оплата труда которых осуществляется по новой системе оплаты труда, сокращаются на 1,2 процента.
Общий объем расходов в 2010 году по сравнению с текущим годом сокращается на 44,4 млрд. руб. или на 0,4 %. Сокращаются расходы на все разделы за исключением общегосударственных расходов и межбюджетных трансфертов. Общегосударственные расходы растут за счет увеличения ассигнований на обслуживание государственного долга и международное сотрудничество.
Наибольшему сокращению подвергся раздел «Национальная экономика», который сокращен на 500 млрд. руб. по сравнению с текущим годом. Значительно сокращена финансовая помощь сельскому хозяйству: реальное сокращение вложений государства в сельскохозяйственное производство составит 9,3 млрд. руб. Например, на проведение товарных и закупочных интервенций планируется направить всего 3,8 млрд. руб., ассигнования на программу «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года» выделяются всего в размере 3,89 млрд. руб.
Продолжается планомерное свертывание лесного хозяйства и ежегодное сокращение его финансирования. Так, если в 2008 году на него выделялось 6 554,4 млн. руб., в текущем году 5 981,4 млн. руб., то в следующем году планируется всего 3 627,4 млн. руб. (-2 354,0).
Серьезные изменения вносятся в систему предоставления из федерального бюджета субсидий коммерческим и некоммерческим организациям. По гражданским отраслям промышленности субсидии в 2010 году составят всего 9 023,9 миллиона рублей, что на 27 190,3 млн. руб. меньше чем в прошлом году.
Как видим, несмотря на декларируемый принцип «безусловного выполнения социальных обязательств государства», будет нанесен болезненный удар по уровню жизни бюджетников и военных, сократится поддержка сельского хозяйства и лесной отрасли, уменьшится помощь промышленности.

Регионы – на «голодном пайке»
Хотя раздел «Межбюджетные трансферты» и увеличен к прошлому году на 175,5 млрд. руб., но при этом трансферт государственным внебюджетным фондам увеличен на 526,0 млрд. руб., а вот помощь субъектам федерации уменьшена на 350 млрд. руб.
Основным инструментом помощи бюджетам субъектов станут дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Их общий размер увеличен на 23 млрд. руб. и составит 396,996 млрд. руб. Но минимальный уровень бюджетной обеспеченности в 2010 году в реальном выражении будет ниже, чем в текущем году и составит 19,6 тыс. руб. на человека в год.
Вторым инструментом помощи бюджетам субъектов являются дотации на поддержку мер по сбалансированности бюджетов. Эта дотация помогла многим регионам в текущем году свести «концы с концами» и не допустить долгов по зарплате бюджетников. Но в следующем году она практически полностью будет использована на латание тех дыр, которые образуются в бюджетах субъектов из-за решений, принятых по инициативе Правительства.
42,7 млрд. руб. направляется субъектам, которые потеряли доходы от добычи нефти в связи с зачислением 100% налога на добычу нефти в федеральный бюджет, 16,7 млрд. руб., обратите внимание, составит дотация Чеченской республике, 5,6 млрд. руб. направляется на ликвидацию перекрестного субсидирования в электроэнергетике. Так что на сбалансированность бюджетов остаётся всего 25 млрд. руб. и этой суммой невозможно закрыть все дыры в бюджетах 70 регионов.
Следующим инструментом помощи субъектам являются субсидии, которые имеют целевой характер и предназначены для финансовой поддержки субъектов на реализацию закрепленных за ними обязательств. Их объем в 2010 году составит 341,9 млрд. руб., или 67,6% к уровню 2009 года (-164,1 млрд. руб.).
Сокращаются субсидии на социальное развитие села, на ФЦП «Жилище», ФЦП «Культура России (2006-2011 годы)», ФЦП «Дети России», ФЦП «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)», ФЦП «Юг России (2008-2012годы)», ФЦП «Развитие физкультуры и спорта Российской Федерации на 2006-2015 годы», ФЦП «Повышения эффективности и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах», подпрограмма «Автомобильные дороги».
Со следующего года отменяются субсидии на оплату жилого помещения и услуг ЖКХ для отдельных категорий граждан, по выплате части родительской платы за содержание детей в детсадах, по обеспечению дорогами новых микрорайонов и реконструкцию, содержанию дорог общего пользования.
Еще одним каналом поступления средств из федерального бюджета в регионы являются субвенции, которые предназначены для финансирования полномочий, переданных от федерального центра субъектам и муниципалитетам. Их размер уменьшается на 61,6 млрд. руб. и составит в следующем году 232,2 млрд. руб. Основное сокращение субвенций связано с сокращением финансирования из федерального бюджета жилья для участников ВОВ, инвалидов, ветеранов. Субвенция на обеспечение жильём отдельных категорий граждан уменьшается на 91% или на 45,8 млрд. руб., по сути, Правительство вообще решило свернуть финансирование строительства жилья для малоимущих в стране.
Кроме этого на 15% сокращены субвенции на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений, на 33% полномочий в области водных отношений, на 30% в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов и объектов животного мира, на 19% на выплату единовременного пособия при устройстве сирот в семью.
Почти на половину сокращаются иные межбюджетные трансферты, с 94,6 млрд. руб. в 2009 году до 52, 96 млрд. руб. в следующем году. Со следующего года отменяется помощь федерального бюджета регионам в финансировании льготного проезда отдельных категорий граждан в общественном транспорте, отменяется единовременная денежная компенсация отдельным категориям граждан в место получения транспортного средства. И почти в три раза сокращается финансирование муниципальных библиотек на комплектование книжных фондов с 450 до 180 млн. руб.
Финансирование федеральных целевых программ (всего 53, из них 3 новых) и непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы в будущем году сокращается. При этом сокращение финансирование ФЦП произойдет на 11,1% к уровню текущего года, непрограммной части на 6,5%. Наибольшему сокращению подвергнутся ФЦП, связанные с развитием социальной сферы -27%, с поддержкой АПК и развитием села -28,6%, направленные на жилищное строительство -21,9%, связанные с развитием дорожного строительства -8,9%.

Таким образом, меры, предложенные Правительством в проекте федерального бюджета на 2010 год, только консервируют нынешнее убогое положение страны и никоим образом не выводят её на путь поступательного развития.
Бюджет еще больше усугубляет положение социально незащищенных слоев населения, в реальном выражении стипендии, пособия и другие социальные выплаты уменьшаются, но зато увеличивает финансовую нагрузку на субъекты федерации по исполнению государственных обязательств перед гражданами страны. В проекте бюджета не уделяется должного внимания развитию и поддержке высокотехнологичных отраслей и научно-технических инноваций, на них выделяется всего 178,3 млрд. рублей.
Исходя из совокупности перечисленных факторов, полагаю, что фракция КПРФ в Государственной думе должна голосовать против принятия проекта закона о бюджете на 2010 год.

Владислав Юрчик,
депутат Государственной думы

Наша группа ВКонтакте