Константин Алексеевич Коровин: Рождение русского импрессионизма

культура

Константин Алексеевич Коровин

23 ноября (5 декабря) — 150 лет со дня рождения русского художника К.А. Коровина (1861-1939 гг)

Еще в 1909 году художественный критик Игорь Грабарь со всей определенностью утверждал: «Как бы ни было различно искусство двух последовательных эпох, найти между ними осязательную грань чрезвычайно трудно. Редко можно назвать художника, который при смене двух течений всецело принадлежал бы новому времени; обыкновенно отживающая эпоха накладывает на него ничем не стираемую печать. И все же, если бы нужно было назвать художника, с которого начинается история новейшего искусства в России, то колебаться здесь нельзя было бы. Это, несомненно, Константин Коровин». Его «Портрет хористки» можно считать знаковым произведением для русского импрессионизма, и сам Константин Алексеевич испытывал невероятную гордость за свое произведение. Однако зрители, пришедшие на выставку, не разделили его энтузиазма, то и дело слышались возмущенные возгласы и обвинения. Живопись Константина Алексеевича дерзко-небрежная, грубая, многим казалась попросту неумелой. Возможно, причина была в том, что зрительский глаз, воспитанный на реалистическом творчестве передвижников, пока был не готов воспринять легкую импрессионистическую манеру. Явление импрессионизма в России, так же как в Европе, пережило волну неприятия, но в дальнейшем было признано величайшим этапом развития живописи. Русский импрессионизм во многом отличается от европейского: ему чужда та изысканная легкость, пронизывающая полотна Моне и Ренуара,  и, напротив, свойственна вещественность образов и феерическая насыщенность красок. Однако главной чертой русского искусства всегда была и будет глубина содержания и высокая нравственность. Константин Алексеевич Коровин справился с очень сложной задачей – он сделал шаг навстречу новым веяниям, не поступившись своими национальными традициями и особенностями. В этом его всегда поддерживал его большой друг и коллега по цеху живописцев Михаил Врубель.

Легковесность и поверхностность творчества, это, пожалуй, наибольший грех, в котором упрекали живопись художника еще современники. Часто не понимали новаторства, обвиняли в покушении на святые каноны красоты, называли его картины декоративной мазней. Но так ли это?

Портрет хористки

«Портрет хористки» (1883) многие отвергали из-за некрасивости модели, но разве не это не легкий, не одухотворенный образ? Ее взор блуждает где-то за пределами нашего мира, одежда едва удерживает переполненную грудь, будто сама душа желает вырваться из оков тела. Константин Коровин намеренно отходит от внешней идеализации, заставляя увидеть главное, что есть в человеке  – его душу. Это эфемерное создание не принадлежит полностью материальному миру. Погруженная в свои мысли, она начинает растворяться, увлекая зрителя за собой в блаженный мир фантазий. Ее отсутствующий взгляд, полуоткрытый рот, расслабленная поза, все это напоминает сцены из жизни восточных женщин и их изображения художниками эпохи Романтизма. Невозможно было бы добиться этого эффекта отсутствия, пребывания в состоянии растворенности и наполненности, путем изображения атрибутов, а только через воздушную и этюдную манеру живописи, за которую его так рьяно ругали современники, но с которой началась Новая эпоха в русской живописи.

Александра Кушнарева