Кризис или движение к совершенству?

культура

25 сентября – 410 лет со дня рождения Франческо Борромини.

Противостоять кризису – так можно определить одну из миссий искусства. В ситуации утраты стабильности, в которой сейчас пребывает наш мир, это особенно актуально. Но значит ли это, что художественные творения обязательно должны иметь замкнутую и устойчивую природу? Быть может, наоборот? Переживающее кризис человечество скорее найдет отдушину как раз в таких произведениях искусства, которые близки ему своей «неправильностью»? В таких «жемчужинах» искусства, как те, что созданы великим итальянским архитектором XVII века Франческо Борромини, ныне почти забытым. Забытым незаслуженно.

Одно из его произведений перед вами. Это лестница. Овальная лестница в римском палаццо Барберини, строившимся в 1625-1663 годах. Странная лестница.
Обычно лестницы бывают прямыми маршевыми, знакомыми всем по нашим родным многоэтажкам, или спиралевидными винтовыми, встречающимися реже – в каких-нибудь круглых башнях. Наш объект явно ближе ко второму типу. Но где же винт, к которому должны крепиться расходящиеся ступени? Его нет.
Нет стержня, нет опоры, как, по сути дела, нет ее и в современной неспокойной жизни, как не было ее и в жизни самого Борромини, который так и не смог ужиться при папском дворе – его эксперименты показались иерархам слишком смелыми.
Но в этих «вольностях» нет надуманности. Создавая эту сложную конструкцию, Борромини не превозносит себя, а просто следует ходу своего непростого времени – XVII века ошеломляющих открытий.
Люди эпохи Возрождения считали, что, изучая видимый мир, они могут познать его божественное устройство, а, изменяя этот мир, способны достичь величия Творца. И вдруг они, ежедневно наблюдавшие закаты и восходы, выясняют, что не Солнце вращается вокруг Земли, а совсем наоборот. Человек буквально перестает верить своим глазам. И он внезапно осознает, что не управляет вообще ничем, даже собой.
Тогда наступает неустойчивая и динамичная эпоха Барокко и наступает время Франческо Борромини. «Если человек не может управлять миром, то ему нужно принять мир таким, какой он есть», — как бы утверждает архитектор. Мир сложен? В произведениях Борромини вы тоже не найдете простых форм, например, круга – только овалы, как в плане этой лестницы. Мир динамичен? Борромини закручивает архитектурные перекрытия в спирали и волны. Мир постоянно лицедействует? Здания Борромини внутри совсем не такие, какими они выглядят снаружи. Но все это не отталкивает зрителей, а наоборот, привлекает, заманивает.
Барокко часто воспринимают как свидетельство кризиса культуры эпохи Возрождения. Однако архитектура Борромини — вовсе не кризисная. Здесь нет отчаяния и апатии, а есть надежда, нет надлома, а есть порыв ввысь. Борромини верит: даже в своем скрытом непроявленном состоянии совершенство — это все-таки совершенство. Вот и «свет в конце тоннеля» виден! Посмотрите на овальное отверстие в потолке. Может быть это – та скрытая от чужих глаз в раковине здания прекрасная pergola baroca («жемчужина неправильной формы»), которая и дала название всему стилю? А может это – всевидящее око Бога? И тогда Бог – не мрачная безответность, а то, что одно только и может дать земному миру выход из лабиринта. Не случайно большая часть зданий, построенных Борромини в Риме – это церкви.
Через тернии земной жизни навстречу божественному свету, — такова проложенная творчеством Борромини дорога. Конечно, она очень трудна и не всякий сможет ее пройти до конца. Но в силах каждого из нас помнить, что 410 лет родился Франческо Борромини, подаривший нам путеводные звезды своих шедевров.

Ксения Булак