Новая душа старого дома

культура

Об инсталляции «Разрушенный дом» Марьян Тиувен в Красноярске.

Голландская художница Марьян Тиувен, одна из ярчайших представительниц современного искусства, была приглашена в Красноярск как участница Восьмой Красноярской биеннале, посвященной теме «Даль».
Творчество М. Тиувен основывается на преображении ныне не функционирующих архитектурных форм в произведения современного искусства. Художница не просто создает произведение, она возрождает некогда умершее пространство, дает возможность зданию воспрянуть в совершенно ином качестве.
Каждое произведение Марьян представляет собой масштабную композицию, при создании которой художница использует материалы, заключенные в пространстве дома, какие-либо детали сооружения.

Не стала исключением и красноярская инсталляция «Разрушенный дом» (улица Дзержинского, 12; за зданием кинокомплекса «Луч»), при создании которой Марьян активно изучала литературные творения М.Ф. Достоевского, восхищаясь глубиной и проницательностью мысли, философскими воззрениями писателя, которые отчасти можно проследить в красноярском произведении художницы. «Человек — это тайна. Ее нужно отгадать. Я занимаюсь этой тайной, потому что хочу быть человеком», — данным высказыванием Ф. М. Достоевского можно определить сущность «Разрушенного дома» Марьян Тиувен.
Второй этаж дома, огромные отверстия в стенах, потолке, полу…великое множество черных и белых досок…перспектива уводящая взгляд вдаль… что это? Грязный, разрушенный дом? Нечто пустое и безжизненное? Или…Живой организм, наполненный дыханием и душой? Нечто открывающее безграничные горизонты в ограниченном пространстве? Какую тайну скрывает в себе этот дом? Для чего необходимо ее разгадка для современного общества? Ответы на эти и многие другие вопросы, приходят, когда зритель подходит к дому, когда он заходит внутрь каждый элемент произведения вступает во взаимодействие со зрителем, помогая ему разгадать свою немую загадку. Огромные отверстия стен, пола и потолка, создают отчетливый эффект перспективы, увлекают взгляд зрителя вдаль, работают как ориентиры, задающие движение взгляду. Множество небольших досок, окрашенных в черный и белый цвет, подчеркивают отверстия стен и выступают в качестве неких небольших лестниц, за которые «цепляется» взгляд зрителя, направляясь к конечной точке, к которой зовет зрителя произведение. Пористость и открытость структуры произведения, усиливает взаимодействие зрителя и пространства, способствует взаимопроникновению энергий, общающихся сторон, то есть зрителя и произведения.
 
Беспорядок, раскиданные строительные материалы, подчеркивают глубокую идею произведения — за внешней безобразностью, отсутствием визуальной привлекательности, скрывает глубокая прекрасная душа, устремляющаяся вдаль, в небесные высоты. Не случайно при создании произведения использовались материалы только из самого дома, душу всегда наполняет то, что происходит вокруг нее, ее легко убить, но сложно возродить.
Создание инсталляции оказалось остроактуальным для Сибирского региона: именно в период ее сотворения произошла авария на Саяно-Шушенской ГЭС, унесшая огромное количество человеческих жизней. Причины этого события ведь можно искать не только в технических тонкостях, но и в духовном кризисе сибирского общества. Природная стихия, подвластная лишь высшей силе восстала против человека, указав ему, что он всего лишь конечное существо, и его спасение заключено в его духовности, в обращении к душе, как единственной бессмертной инстанции…
Творение Тиувен призывает своей идеей о несоответствии плоти и души, каждого человека обратиться внутрь себя, заглянуть в душу ближнего человека, решая тем самым не только художественную задачу, но и общечеловеческую проблему. Произведение указует на тонкость и прекрасность души, обращая человека к духовности, как подлинной ценности, призывая хоть на время, отступить от материальных ценностей и благ. Тайна «Разрушенного дома» способствует познанию человеком самого себя.

Маргарита Комина,
студентка Гуманитарного института СФУ