Зов веков

культура

Владимир Феофанович Капелько9 лет со дня смерти красноярского художника В. Ф. Капелько.

Владимир Феофанович Капелько (19.06.1937 – 28.09.2000) – красноярский художник, этнограф, археолог и поэт. Глубоко исследуя и воссоздавая древность, В. Ф. Капелько привнёс значительный вклад в развитие красноярской и хакасской археологии, в равной степени являясь как новатором-экспериментатором, так и хранителем и почитателем древней культуры. Закончив в 1963 году красноярское художественное училище им. Сурикова, В. Ф. Капелько начинает кочевой образ жизни, как те племена, которые жили тысячи лет назад, а теперь оказались под исследовательским оком В. Ф. Капелько. Объехав в археологических экспедициях практически весь СССР, он останавливается над серьёзной археологической работой сначала в Красноярском крае, затем в Хакасии. Результатом его пристального внимания к жизни предков является, во-первых, созданный им уникальный метод копирования наскальных рисунков, которым сейчас активно пользуются археологи, во-вторых, огромное собрание древностей, и, в-третьих, это художественное наследие В.Ф. Капельки, представляющее в произведениях особенный, животворящий мир.
 
Шишкинская писаницаЗов прошлых столетий остро ощутим в картинах нашего выдающегося земляка. На переднем плане картины «Шишкинская писаница. Река Лена» 1990 года масса скалы с древним изображением двух всадников, справа – живой пейзаж с рекой Леной, уходящей вдаль и закатным небом, внизу – часть холма, цветы. Представленное стягивается к точке, лежащей справа вверху за пределами картины: линия реки перспективой уходит к скрытому горизонту, к этой точке стремятся фигуры наскальных всадников. Всадники продолжают своё шествие, река приобретает достаточно быстрое течение, солнце отдаёт последние предзакатные блики, и вот зритель уже вовлечен в общее движение предков и природы. Предки-всадники идут вперёд, они как сама скальная парода, на которой изображены, являются непоколебимой основой для развития дальнейшей жизни. Их эпоха уже зашла как закатное солнце вечернего пейзажа, но при этом без неё не мыслится наше настоящее, которое также с течением реки времени останется лишь в археологическом культурном слое, отображающем жизненные принципы нашей цивилизации. Таким образом, зритель, приобщая себя к движению своих предков, ощущая их действительное манящее присутствие, понимает себя частью бесконечности человечества: ничего не уходит бесследно, ушедшее поколение вечно будет жить в последующих.
Словно эхо вторят этому зову стихотворные мысли В.Ф. Капелько о бессмертии:

Когда я умру
Я стану сразу такой свободный,
Свободный, как ветер,
Свободный, как Бог.

Антонина Шмакова