В Свердловской области помимо выборов в Государственную думу, в декабре состоятся и перевыборы всего состава Областной думы. Необычная двухпалатная конфигурация Думы наконец-то будет ликвидирована стараниями губернатора Мишарина, за которого при назначении в ноябре 2009 года ходатайствовал сам Зюганов. Можно долго рассуждать о преимуществах и недостатках такого решения, но с практической точки зрения самороспуск Облдумы привел к необходимости для оппозиции начать работу фактически с чистого листа. Дело в том, что в 2010 году на выборах половины состава Областной думы, «Единая Россия» выступила неудачно, не набрав даже 40% голосов, тогда как КПРФ заняла второе место, получив около 22% голосовавших. Это позволило компартии получить три оплачиваемых депутатских места и даже пост вице-спикера, который занял тогдашний первый секретарь обкома Владимир Краснолобов.
Но у успеха КПРФ была и обратная сторона. Список кандидатов от КПРФ 2010 года возглавлял депутат Госдумы от Алтайской края беспартийный банкир Алексей Багаряков. При финансовой поддержке строительного магната Владимира Конькова и организационной – первого секретаря Екатеринбургского горкома Валерия Денисова помощники депутата Багарякова (из них необходимо выделить бывшего лидера Свердловского регионального отделения ЛДПР Евгения Белоносова) Багаряков попытался осуществить захват парторганизации, организовав фиктивный прием около 300 человек в Чкаловском местном отделении.
После долгих колебаний Центральный Комитет признал-таки действия группы Багарякова рейдерским захватом. С обличающей речью на отчетно-выборной конференции Свердловского отделения КПРФ выступил член Президиума ЦК Вячеслав Тетекин. По указанию Москвы переставший контролировать ситуацию Владимир Краснолобов были заменен на члена ЦКРК КПРФ Дмитрия Шадрина, секретаря относительно небольшого Новоуральского горкома партии.
Собственно эти события дали аналитикам сайта Com-piter повод говорить о победе коммунистического крыла в КПРФ в отдельно взятом регионе. Впрочем, уже тогда мы подчеркивали, что победа носит локальный и тактический характер, и основным тестом станут выборы 2011 года.
Первые шаги нового первого секретаря Дмитрия Шадрина были действительно направлены на усиление партии. Жесткими решениями была погашена фронда со стороны попавшего под контроль рейдеров Багарякова-Конькова Екатеринбургского горкома, сам горком был реорганизован в координирующий орган без каких-либо серьезных прав. Впрочем, уже тогда была отмечена мягкость к агентуре рейдеров — никто из них не был исключен из партии, несмотря на то, что основания для такого решения были.
Далее был значительно повышен партийный максимум для депутатов Областной думы, осуществлена попытка поставить на контроль процесс назначения помощников областных депутатов. Естественно большая часть депутатов, избранных на коммерческих или полукоммерческих условиях, этому воспротивилась. А таких во фракции КПРФ большинство – уже упомянутый крупный застройщик Владимир Коньков, руководитель ассоциации малого и среднего бизнеса «Опора России» Евгений Артюх, владелец коммерческой недвижимости Георгий Перский и имеющий связи в теневом бизнесе Андрей Альшевских. Лишь Владимир Краснолобов как единственный реальный представитель партии в Думе воспринял ужесточение финансового бремени с пониманием.
Впрочем, если финансовые вопросы все-таки как-то были урегулированы, то политический контроль за депутатами со стороны областного партийного комитета напрочь отсутствовал. Фракция жила своей жизнью: одни депутаты занимались, в основном, личным пиаром, другие – решением проблем собственного бизнеса. Дошло до того, что депутат Коньков умудрился абсолютно по всем ключевым вопросам, ставившимся в Думе, поддержать «Единую Россию», несмотря на решения фракции голосовать «против». Но на это никто особенного внимания не обращал. Много вопросов вызвала единодушная поддержка фракции члена «Единой России» Александра Мишарина при его назначении на должность Губернатора Свердловской области (правда, здесь депутаты предпочитают кивать на Геннадия Зюганова, который позвонил им за несколько минут до начала заседания). Собственно и здесь политической оценки со стороны бюро не последовало.
Но самое интересное развернулось в организации в преддверии новых выборов. Дмитрий Шадрин в мае этого года внезапно объявил в СМИ, что лидеры списка в Областную думу уже определены. Возглавлять список Шадрин доверил себе, на второе место поставил олигарха Конькова, третье место отдано секретарю обкома Елене Кукушкиной. Неожиданное и скандальное появление Конькова в тройке эксперты единодушно объяснили денежным фактором.
После этого обком, за пару дней собрав свои пожитки, переехал в помещение корпорации «Маяк», которая принадлежит тому самому Конькову. Отметим, что менее года назад бывшего первого секретаря Екатеринбургского ГК КПРФ Денисова за попытку обосновать горком на тех же площадях чуть было не вышвырнули из партии. Но со стороны первого секретаря обкома подобные действия уже не осуждались. Официально свое решение Шадрин объявил активу организации в фешенебельной гостинице «Рамада», еще одном активе олигарха.
Депутатов, оставшихся за бортом первой тройки, такие решения, естественно, не устроили. Перский, Альшевских, Артюх и даже Краснолобов начали активно возражать против появления Конькова в списке. Ведь застройщика действительно никак нельзя было назвать не то что коммунистом, но и просто оппозиционером. Его включение в списки в 2010 году спровоцировало скандал на предыдущей конференции – лидер регионального Союза коммунистической молодежи Игорь Файфер демонстративно отказался участвовать в выборах из-за присутствия в списке Конькова.
Еще одних «грехом» Конькова остаются тесные дружественные отношения с бывшим депутатом Госдумы от КПРФ Багаряковым. Последний в июне этого года внезапно отказался от продолжения своей «коммунистической карьеры» и по личной договоренности с Мишариным ушел прямиком в заместители председатели областного правительства, планируя попасть в Госдуму от путинского Народного фронта. Никаких иллюзий по поводу Багаракова мы никогда не питали, поэтому это вполне закономерный результат человека, который до КПРФ баллотировался в Госдуму от Союза Правых Сил.
Однако Шадрин остался непреклонен. Никаких изменений его конфигурация списка с мая не претерпела. Первым это понял Евгений Артюх, который в августе подал заявление о выходе из партии, чтобы успеть попасть на праймериз «Народного фронта».
А вот Перский и Альшевских не поняли сигналов, подаваемых от Шадрина. Они настаивали на публичном рассмотрении списка в Облдуму, а Перский кроме того стал ворошить прошлое Шадрина. Выяснилось, что по молодости у того были проблемы с законом и вроде бы Шадрин даже отсидел несколько лет в тюрьме. Впрочем, сам Шадрин это категорически отрицает. Com-piter постарается провести собственное расследование этого вопроса.
Конфликт выплеснулся на страницы СМИ, и Шадрин прямо обвинил однопартийцев в сливе компромата. В итоге 27 августа, на последнем пленуме областного комитета Шадрин добился исключения Перского за «антипартийную деятельность» (правда, с минимальным перевесом). Планируемое исключение Альшевских не состоялось.
А что же Москва? Складывается впечатление, что Президиум ЦК мало обращает внимание на регион. По нашим данным, свобода деятельности на областном уровне стоила Шадрину полного отказа от претензий на формирование госдумовских списков. В Свердловской области будет сформировано два округа. Один список возглавит нынешний депутат, малоактивный Николай Езерский, второй – не известный в среде партактива советник «Рособоронэкспорта» Павел Дорохин.
Какие же выводы можно сделать по свердловской ситуации?
Победа «коммунистического» крыла оказалась иллюзорной. Организация сохранила свои худшие черты. Представителю крупного капитала для попадания в Думу не потребовался даже рейдерский захват, достаточно оказалось простой договоренности с первым секретарем обкома.
Активная борьба за депутатские кресла продолжилась, в первую очередь, среди представителей бизнеса. Более мелкий бизнес пытается получить скидку за счет некоей оппозиционности к власти, а крупный бизнес цинично покупает зюгановцев, даже не пытаясь хоть как-то соответствовать образу оппозиционера.
Коммунистическое «ядро» в Свердловской организации отсутствует. Есть его отдельные представители, но, в целом, организация запуталась в истории личных дрязг и претензий, и консолидированная принципиальная позиция вряд ли возможна.
Мы считаем, что оснований предполагать изменение ситуации на предстоящей 18 сентября областной конференции нет. А значит в ближайшие 5 лет свердловчанам придется довольствоваться разборками друг с другом и борьбой с собственными депутатами за скудное финансирование. Серьезной борьбы с властью либо стремления к обновлению КПРФ со стороны свердловчан ожидать не следует.