Еще один символ города, объект культурного наследия – Красноярский речной вокзал разрушен жадными собственниками и будет продан по цене склада. Дело в суде, но видимо, наказание за варварство понесут мелкие сошки. Карающим меч правосудия, скорее всего, не будет сечь реальных виновников культурной трагедии, ввиду того, что они, принадлежащие к высшему обществу и заседающие в парламентах, остались в правовой тени. Так же как не при чем ОАО «ГМК «Норильский Никель», маячащее за спиной этих господ.
Здание речного вокзала Красноярского порта было построено в 1948-1952 годах по проекту архитектора Александра Голубева, а в 1958 году модель вокзала получила серебренную медаль и Почетную грамоту на Всемирной выставке в Брюсселе.
Архитектурный дизайн здания был не совсем обычен для сибирского города – воздушная южная сторона с длинными балконами и изящными арками характерна скорее для какого-нибудь приморского курорта. Однако, смелое архитектурное решение, превратило это общественное здание в один из символов города.
В начале 90-х объект культурного наследия в ходе приватизации стал частной собственностью ОАО «Енисейское речное пароходство». Собственник не сильно заботился о сохранности объекта культурного наследия. Видимо поэтому в 2004-2005 годах Территориальное управление Министерства имущественных отношений по Красноярскому краю попыталось оспорить сделку по приватизации здания Красноярского речного вокзала. Доказывая в суде, что речной вокзал был приватизирован незаконно, без согласия государства. Однако, в декабре 2005 года вдруг отказалось от своих требований.
Трудно сказать, чем руководствовались высокопоставленные чиновники, когда так резко поменяли свое мнение и отказались бороться за общественное достояние. Но общественность, которая надеялось сохранить уникальный памятник, лишилась своих надежд.
Как только судебные разбирательства приостановились руководство ОАО «Енисейское речное пароходство» принимает решение продать здание Красноярского речного вокзала доверенным людям.
Это обычная схема, позволяющая обезопасить свои имущественные права от судебного оспаривания. Новый «добропорядочный» приобретатель имущества уже вроде бы и не может отвечать за нарушения, которые были допущены прежним собственником при приватизации Красноярского речного вокзала.
Доверенными лицами пароходства в этом деле оказались Владимир Петрович Демидов (ныне депутат Законодательного Собрания края) и Владислав Борисович Вычужанин (ныне депутат Красноярского горсовета).
В 2007 году ОАО «Енисейское речное пароходство» продает здание речного вокзала некому ООО «Дива». Сумма сделки не разглашается.
ООО «Дива» было учреждено в 2002 году Владимиром Демидовым, а в декабре 2006 года, перед выборами в Законодательное Собрание края, Демидов продает свою долю в ООО «Дива» своей подчиненной Шишкиной Анне Михайловне – руководителю отдела рекламы и PR группы компаний «Дюла» и Вычужанину Владиславу Борисовичу.
Это косвенное доказательство того, что Владимир Демидов вышел из учредителей фиктивно.
Стоит отметить и еще такую деталь: Андрей Сураев, отстаивавший 2005 году в суде право Енисейского речного пароходства владеть зданием речного вокзала работал в то время начальником юридического отдела ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии», а после банкротства этой фирмы стал директорам Красноярского речного порта.
Присутствие в деле о речном вокзале еще одного человека из теплой компании Демидова и Вычужанина, свидетельствует, что продажа речного вокзала «новому» собственнику, преследовала лишь одну цель: не дать государству возможность вернуть себе в собственность здание Красноярского речного вокзала и выжать из этой собственности максимум прибыли для этой группы лиц.
Речной вокзал было решено превратить в офисный центр, для чего в 2008 году начали его реконструкцию. Фирма ООО «Свод», которой доверили его делать, плевать хотела на архитектурные нюансы и интенсивно начала переделывать вокзал на свой лад. Когда первые результаты этой «реставрации» стали видны невооруженным глазом – горожане всполошились и стали писать гневные письма в правоохранительные органы.
В ответ на жалобы граждан прокуратура потребовала приостановить реконструкцию вокзала. В итоге процесс реконструкции был приостановлен, а на директора ООО «Дива» и директора ООО «Свод» возбудили уголовное дело. Сейчас оно рассматривается мировым судьей.
Но самое страшное, что судьба разрушенного, обезображенного объекта культурного наследия весьма туманна. На сегодняшний день собственник здания – ООО «Дива» признано банкротом. Задолженность составляет порядка 160 миллионов рублей, из которых большая часть – долг Сбербанку.
По решению арбитражного суда здание Красноярского речного вокзала будет продано за долги. Первоначальная сумма продажи 130 миллионов рублей.