Совсем недавно обнаружилось, что курс нашей национальной валюты (рубля) зависит от цен на нефть. Нельзя сказать, что мы об это мне догадывались. Особенно после 2008 года. Однако центральные СМИ нас убеждали в том, что синхронные колебания цены на нефть и курса рубля это в лучшем случае совпадение, в худшем – спекуляции нечестных игроков на бирже. Только падение цены на нефть в 4 раза привело к ситуации, когда отрицать очевидное стало бессмысленно и с зависимостью курса рубля от цены на нефть согласились официально, на самом высоком уровне. Опустим бюджетные проблемы и то, какая цена нефти была принята в расчет при вёрстке бюджета и вернёмся немного назад, во времена, когда нефть дорожала, наша «стабильность» стабилизировалась, и все официальные лица в один голос утверждали что наша «стабильность» это результат неуёмного роста производства и гениальной экономической политики руководства страны. Но вернемся, вооружившись знаниями и признаниями сегодняшнего дня. И цифрами.
Январь 2000 года.: Нефть (Brent) – 25,46$; Рублей за доллар – 28,26.
Июнь 2008 года: Нефть (Brent) – 135,33$; Рублей за доллар – 24,57.
Вам что нибудь понятно? А как же зависимость? Цена нефти возросла в 5,3 раза. Курс рубля в 1,15. Я не экономист, но даже мне понятно, что тут зависимость хромает. Попробуем проверить утверждение о зависимости цены рубля от цены нефти за последние полтора года:
Июнь 2014: Нефть (Brent) – 111,71$; Рублей за доллар – 34,41.
Январь 2016: Нефть (Brent) – 32,20$; Рублей за доллар – 77,93.
Да, теперь зависимость на лицо. Цена нефти снизилась в 3,46 раза, курс рубля упал в 2,26. Зависимость не полностью линейная, но очевидная.
Так как же быть, с так называемыми, «тучными годами»? Ведь очевидно, что пятикратное увеличение поступлений денег в экономику страны неминуемо ведёт к повышению курса национальной валюты. С этим, например, последние годы борется Китай, принудительно девальвируя свой юань, чтобы защитить отечественного производителя (какие знакомые слова, не правда ли?). Есть один нюанс – рост курса юаня обусловлен реальным ростом производства товаров в Китае. А что у нас? А у нас, судя по всему, дополнительная 5ти кратная выручка от продажи нефти до экономики не дошла. А почему 5ти кратная то? Есть ведь ещё один показатель: объёмы добычи. Может они нам всё объяснят?
В 2000 году в России добыто 327 млн. тонн нефти.
В 2008 году в России добыто 494 млн. тонн нефти.
То есть в 1,5 раза больше. С учетом роста цены нефти к 2008 году выручка от её продажи возросла в 8 раз. В ВОСЕМЬ РАЗ!!! Напомню: курс рубля, за тот же период, вырос в 1,15 раза. И опять зависимость не складывается.
Хочется повторить за Владимиром Семёновичем нетленную фразу: Где деньги Зин?
А теперь перейдем от анализа и цифр к простому языку. Все эти триллионы долларов у нас с вами украли товарищи. Просто, банально, вот так взяли и украли. Этим же, кстати, занимался и Ходорковский. В 2003 году его за это арестовали и затем посадили. Как бы нас не убеждали наши прозападные либералы и общечеловеки, что дело было политическим, факт остаётся фактом: Ходорковского посадили за воровство выручки от продажи нефти. О чём, собственно и говорило обвинение. Беда в том, что посадили его не за то, что воровать не хорошо, а за то, что делал это не принадлежа к кругу избранных. А воровство продолжилось, что хорошо видно из цифр.
И вот теперь уже звучат голоса просящие перетерпеть временные трудности связанные со снижением цен на нефть и западными санкциями (а куда без них?) и дать возможность осуществить импортозамещение, развить недостающие или потерянные отрасли производства и вот тогда у нас опять станет «стабильность».
Хочется спросить: господа, а что вы делали последние 15 лет? Те 15 лет, когда выручка от добычи нефти ежегодно росла кратно. На такие деньжищи можно было скопировать самые передовые мировые технологии, раз уж вы безвозвратно потеряли советские наработки. Построить не только сырьевые заводы (БоАЗ и пр.), но и производства электроники, тяжёлого и лёгкого машиностроения, медицинского оборудования. Причём производства полного цикла, так как всё сырьё у нас есть своё: в нашей земле есть все редкоземельные металлы, мы производим (пока ещё) изотопы почти всех элементов таблицы Менделеева. Где это всё?
Где деньги Зин?
Что ещё нужно подождать? Кого нам нужно ждать? Зачем давать ещё один шанс тому, кто не использовал десять предыдущих? Хотя, вполне возможно и использовал. Все десять. Только не в наших с вами интересах.
И на последок хотелось бы добавить: вся эта нефть, весь алюминий, никель, алмазы, золото и т. д. наши с вами, то есть народные, потому что находятся они на нашей с вами земле, а государств, правительств и «лидеров» мы с вами пережили много. Они приходят и уходят, а народ остаётся.
Моисеенко Дмитрий Витальевич