21 сентября прошлого года российский бизнесмен Олег Дерипаска выступил с лекцией в Гонконгском университете науки и технологий под названием «Видеть цель: как превратить возможности в историю успеха». Президент вуза Тони Чан попросил алюминиевого магната «рассказать собравшимся здесь счастливчикам» о том, что особенно полезного г-н Дерипаска вынес из того, что узнавал в течение своего жизненного пути». Так, по крайней мере, написано в стенограмме встречи.
Башковитые китайские «счастливчики», конечно, не опустились до маргинальных вопросов из серии «почему вы такой не только умный, но еще и красивый?». Но и острой беседу назвать сложно. Первый же аккуратный вопрос про преодоление РУСАЛом кризиса Олег Дерипаска воспринял с олимпийским спокойствием.
«Мы действительно недооценивали потенциальную глубину воздействия мирового финансового кризиса, — сказал г-н Дерипаска, — Мы оказались уязвимыми, потому что были нарушены определенные соглашения и финансовые требования. В то же время мы понимали, что необходимо идти и договариваться с банками, объяснять им свои перспективы, наглядно демонстрировать готовность сотрудничать. Ничего не происходит сразу. Для этого нам понадобился весь наш опыт, знания и абсолютная концентрация внимания».
Леденящая душу и кровь история, как Олег Дерипаска ходил в банки, а банки его спасали, обошла все СМИ. В самый разгар кризиса ВЭБ дал РУСАЛу $4,5 млрд. Этими деньгами алюминиевая компания расплатилась с западными банками-кредиторами, державшими в качестве залога акции «Норильского никеля», невпопад и задорого купленные Дерипаской в начале 2008 года. Более того, правительство выдало ВЭБу особое разрешение о превышении лимитов на одного заемщика. В 2009 году кредит был продлен на год, а в 2010-м Олег Дерипаска перекредитовался в Сбербанке.
В принципе, уже никто не удивляется поддержке РУСАЛа и государственными банками. Остается только догадываться о причинах причин столь трепетного обслуживания долга Дерипаски, в лучшие годы приобретавшего на заемные деньги все, что плохо лежит.
Скорее всего, это и социальная стабильность на алюминиевых заводах, в основном обеспечивающих моногорода. И какие-то взаимные обязательства власти и олигарха, в свое время заявившего, что если Родина попросит, он отдаст ей весь свой бизнес. И способность безропотно публично унизиться, как в пикалевской ситуации.
Возникает ощущение, что Олег Дерипаска нисколько не тяготится своей ролью крупнейшего должника Российской Федерации. Наоборот, в преддверии IPO в Гонконге он начал ошеломительную pr-кампанию по формированию облика РУСАЛа, как лучшей компании на свете, а себя — как самого эффективного российского олигарха-менеджера. Надо сказать, что кампания удалась. Неслучайно пресс-секретарь Дерипаски Вера Курочкина по результатам проведенной работы была премирована местом в совете директоров алюминиевой компании и внушительным пакетом акций РУСАЛа в руки.
Дерипаска стал публичной фигурой и избавился от ореола прошлых скандалов: начиная от не очень однозначных лихих 90-х и заканчивая судом с Михаилом Черным в Лондоне, а также спорным катанием на своей яхте крупных британских политиков.
Бизнесмен активно общается с прессой в России и за рубежом. А журналисты, испытывающие стандартный дефицит общения с первыми лицами, охотно воспринимают его слова как само собой разумеющееся. В целом же, информационная политика РУСАЛа сейчас — это многократное повторение победных реляций, настолько многократное, что в них, следуя заветам одного немецкого политика первой половины ХХ века, поверил и сам Дерипаска.
Впрочем, потерять веру в себя бизнесмену не дают и верные госбанки. Вспомним IPO. Первичное размещение активно поддержал ВЭБ, войдя в число якорных инвесторов. Перед размещением ВТБ и Сбербанк не раз повторили мантру о своем намерении купить акции алюминиевой компании. С такой поддержкой РУСАЛ смог легко привлечь $2,25 млрд. долларов и срочно пустить их на погашение своей задолженности, которая по итогам сократилась до $12 млрд., правда с тех пор недалеко ушла от этой цифры.
Как не запретить толлинг и как не хватит грабить Россию
Столь благоприятная атмосфера позволила Олегу Дерипаске поразить китайских студентов снизошедшим на него откровением: «Есть еще одна вещь, которую мы поняли в период кризиса. Очень важно проводить больше времени с людьми на местах, потому что именно они больше всего страдают в период кризиса. Каждый раз, когда вы сокращаете рабочие часы на предприятии, снижаете производство, это сразу же отражается на деятельности малых и средних предприятий, которые находятся в местах расположения ваших предприятий. Мы поняли, что нужно больше времени уделять развитию экономики в регионах присутствия, а также образованию и профессиональной переподготовке людей, чтобы стала возможной ротация персонала, и люди не оказались на улице без работы».
Под сокращение в РУСАЛе, между тем попало более 20 тысяч человек. Это про то, как важно проводить время с людьми на местах.
Про развитие экономики в регионах присутствия есть особое мнение у депутата Госдумы от Красноярского края, члена «Единой России» Виктора Зубарева. В декабре он заявил журналистам, что собирается поставить вопрос о действиях корпорации РУСАЛ перед главой правительства РФ.
По словам народного избранника, он недоволен тем, что из-за структур Олега Дерипаски регион недополучит около миллиарда рублей в бюджет 2011 года.
«РУСАЛ нашел более дешевого сетевого оператора электроэнергии, который не зарегистрирован в крае. Мы теряем налоговую базу. С одной стороны их понять можно, но зачем тогда говорить о социальной ответственности. Считаю, что этот вопрос надо обсудить с главой правительства», — говорит Виктор Зубарев. «Единорос» уверен, что РУСАЛ был вправе поступить так, однако, должен был хотя бы предупредить об этом правительство края. Виктор Зубарев также добавил, что теперь он будет просить правительство РФ добавить Красноярскому краю трансфертов на эту сумму, так как бюджет оказался в сложной ситуации.
Чуть раньше обеспокоенность «вниманием» РУСАЛа к развитию экономики региона присутствия высказывали и депутаты Заксобрания Красноярского края, обсуждая бюджет региона на 2011 год.
Слово депутату Валентине Бибиковой: «Некоторые цифры вызывают недоумение. Например, компания РУСАЛ в 2011 году предполагает заплатить в бюджет 1 млрд. 200 млн. рублей. А было время, когда платежи составляли 2 млрд. рублей, но сейчас наблюдается тенденция снижения налоговых поступлений, и видимо, скоро сведется к нулю». Депутат также привела для сравнения сумму заработной платы генерального директора РУСАЛа Олега Дерипаски, которая, по ее данным, за 2009 год без бонусов и дивидендов составила более 800 млн. рублей.
Обращаясь к председателю правительства края Эдхаму Акбулатову, г-жа Бибикова попросила разъяснить, нельзя ли вмешаться «Красноярскому краю в лице Законодательного собрания, правительства, с тем, чтобы начать менять тенденцию» снижения бюджетных поступлений.
Она подчеркнула, что следует «побороться и изменить вектор отношений крупных компаний, которые социально безответственны».
Коллегу по депутатскому корпусу поддержал парламентарий Всеволод Севастьянов:
«Политика РУСАЛа на территории Красноярского края демонстрирует нежелание вести социальную политику. Также есть и другой вопрос к компании, который касается экологии. Пока проблемы в деятельности заводов РУСАЛа на территории Красноярского края в этом отношении не сняты. Видимо, этим вопросом надо заниматься активнее, поскольку сам Дерипаска никакой лояльности не проявляет по отношению к нам. Ему достаточно много шагов делалось навстречу, вспомните Придивинский леспромхоз, ЦБК. Мы не создавали ему препятствий. Если взять двух налогоплательщиков — «Норильский никель» и РУСАЛ с «Базэлом», то объем их выручки на территории Красноярского края сопоставим. Тем не менее, «Норникель» платит 30 млрд. рублей, а РУСАЛ мы не можем заставить заплатить 2 млрд. Разница значительная».
Причем, по словам депутата, снижение налоговых отчислений связано, в том числе и с применением толлинговых схем, которые позволяет РУСАЛу применять законодательство России. «Таким образом, Дерипаска выжимает со своих предприятий не только всю прибыль, но и оборотные средства. Система оказания взаимных консалтинговых услуг структурами РУСАЛа отработана до такой степени, что иной раз структура, которая имеет оборот 4 млрд., имеет ноль прибыли», — говорит г-н Севастьянов.
Отвечая на вопрос, можно ли на краевом уровне прекратить применение толлинговых схем, депутат подчеркнул, что это «прерогатива федеральных органов и федерального законодательства. Но на краевом уровне можно инициировать некоторые акции. Я, например, абсолютно уверен, что нет никаких технических проблем временно закрыть алюминиевый завод в Красноярске. С соответствующим обеспечением компенсирования заработной платы рабочим в связи с простоем из бюджета».
В ответ премьер Акбулатов заметил, что правительство региона беспокоит объем налогов, выплачиваемых крупными финансово-промышленными группами, работающими на территории края. Впрочем, в этом направлении ведется постоянная работа, и губернатором даны поручения относительно прежних подходов «на заключение договоров по энергоснабжению», которые поддерживаются в Министерстве энергетики РФ.
Впрочем, РУСАЛ подобные выступления, если судить по публичной реакции, никак не беспокоят. Казалось бы, все знают и про толлинговые схемы, и про низкие энерготарифы, и про льготные расценки на транспортировку. Ведь именно эти оставляющие лежат в основе конкурентоспособности алюминиевой компании Олега Дерипаски. Выключи хотя бы одну из опций — и гиганту придется не очень здорово.
Впрочем, никто ничего выключать не собирается. О широкой и повсеместной господдержке РУСАЛа мы уже рассказали выше. Кстати, как собщает газета RBC Daily, по итогам 2010 года «Русал», получив 3 млрд долл. доналоговой прибыли, заплатила в России 120 млн долл. налогов.
А еще г-н Дерипаска сказал китайским счастливчикам: «Наша компания росла очень быстро, и я не думаю, что это была ошибка».
За язык бизнесмена никто не тянул. А мы, в свою очередь, отвлечемся от алюминиевых дел и посмотрим на империю г-на Дерипаски в целом.
«Базовый элемент» тоже рос очень быстро, и о том, являлось ли это ошибкой или нет, легко увидеть из кейсов активов холдинга.
Они красноречиво демонстрируют, кто в деловом мире — настоящий эффективный бизнесмен, акционер и менеджер, имеющий полное право читать лекции о том, «как превратить возможности в историю успеха».
Безнадёга российского автопрома
ГАЗ стал собственностью империи Олега Дерипаски 10 лет назад. С тех пор автомобильная группа регулярно, с упорствам, хотя и как-то безрезультатно, радовала общественность планами то перенести на российскую почву сборку южнокорейских Daewoo, то возобновить в лучшем виде выпуск «Волги», то (это Дерипаска обещал самому Путину) сделать ГАЗ международной структурой по производству автомобилей. Эти «заявки на победу» подтверждались покупками лицензий от DaimlerChrysler, завода LDV Holdings, акций Magna и т.д.
Кроме того, эффективный менеджмент ГАЗа потратил $150 млн на покупку у Chrysler старой платформы Sebring и попытался наладить «прорывное» производство автомобиля Siber. Правда, за пять месяцев до конца 2008 года ГАЗ не смог реализовать и пяти сотен машин, при том, что в производственном плане на 2009 год значилось 16000 автомобилей.
Во всем, конечно, виноват исключительно проклятый мировой кризис, который свирепо вломился на наш островок стабильности.
С начала 2009 года ГАЗ стал неумолимо сыпаться. В регионах присутствия, главным образом в стратегической Нижегородской области, запахло социальным взрывом.
Сразу после новогодних праздников автопроизводитель преподнес первый подарок: в 2009 году из-за отсутствия спроса все предприятия группы ГАЗ будут работать три дня в неделю, а зарплаты сотрудников сократятся пропорционально сокращению рабочего времени.
В конце февраля ГАЗ объявил, что с 25 февраля по 15 марта полностью выключает конвейер по производству автомобилей, таким образом сокращая затраты на производство, чтобы сэкономить около 200 млн рублей. Бессовестные эксперты, впрочем, отметили, что «экономия» — это слишком мягкая формулировка: в действительности, завод просто не в состоянии работать из-за долгов перед поставщиками, остановки поставок и резкого падения спроса на продукцию.
На самом деле, ММК и НЛМК официально подтвердили, что в связи с задолженностью ГАЗа полностью прекратили поставки на предприятие. ММК направил иски в арбитраж Нижегородской области о взыскании задолженности в объеме более 1 млрд рублей.
В марте ГАЗ допустил дефолт, не сумев выкупить представленные ему по оферте облигации. Общая задолженность автопроизводителя на момент дефолта — 44,8 млрд рублей. К подаче исковых требований присоединилась «Северсталь». Стоимость акций группы с момента достижения ее пика, менее чем за год, упала на 98%.
Газета «Ведомости» со ссылкой на собственные источники написала, что Группа ГАЗ к середине 2009 года собирается уволить половину сотрудников своих предприятий: к этому сроку численность персонала группы будет доведена до 60 тысяч человек (по итогам 2008 года среднесписочная численность работников компании достигала 118 тысяч человек).
Как завещал великий собственник, «Мы поняли, что нужно больше времени уделять … образованию и профессиональной переподготовке людей, чтобы люди не оказались на улице без работы».
Проще говоря, весь бизнес оказался парализован, активы и контрольный пакет ОАО «ГАЗ» заложены. «Эффективные» менеджмент и собственник довели ситуацию до того, что посредником на переговорах ГАЗа с кредиторами пришлось выступать министру экономического развития Эльвире Набиуллиной, которая вынужденно подтвердила, что государство заинтересовано в старейшем автопредприятии.
Также государству пришлось пообещать, что больше половины выручки по коммерческому сегменту (39,5 млрд рублей) ГАЗ планирует получить через госзаказ.
На этом жизнеутверждающем фоне стали гулять сообщения о том, что Олег Дерипаска интересуется покупкой Opel. Таковую затею позволить олигарху не смогли. Но зато в июле правительство одобрило механизм госгарантий по кредитам для предприятий реального сектора.
И первым делом госгарантию в размере 20 млрд рублей дали группе ГАЗ. В целом, по плану, объем помощи мог достигнуть 250 млрд рублей. В антикризисную поддержку были включены как госзаказ, так и прямая финансовая помощь.
Вот оно и спасение. Действительно, зачем крутиться и задумываться, если государство всегда поможет, поняв несостоятельность управления и неспособность мыслить антикризисно, а, главным образом, убоявшись социального катаклизма вдогонку к финансовому.
После того, как в начале 2010 года дрогнул последний, самый яростный кредитор ГАЗа «Альфа-банк», ГАЗ может претендовать на получение государственных гарантий по будущим кредитам. По условиям достигнутого соглашения, кредиты пролонгируются на пять лет с отсрочкой выплаты основной суммы долга на два года и процентов — на шесть месяцев.
Это уже самая любимая тема г-на Дерипаски — до бесконечности реструктурировать кредиты. С таким тылом, как бездонная правительственная касса, можно не напрягать мозг.
Как мы уже читали, в своем выступлении перед китайскими счастливчиками, бизнесмен позволил себе величаво поплакаться: «Мы действительно недооценивали потенциальную глубину воздействия мирового финансового кризиса».
Пример ГАЗа явно показывает, что здесь речь идет не о «недооценке», и не кризиса, а о глубочайшем непрофессионализме как менеджеров, так и собственника. Правда, г-н Дерипаска уже открестился от ситуации на автогиганте. «Я не принимаю участия в операционном управлении Группой ГАЗ», — сказал он в онлайн-интервью «Газете.ру» в октябре 2010 года.
Чтоб никто не придрался.
Самолеты с подбитыми крыльями
В авиабизнесе ставленники г-на Дерипаски также применяют нетрадиционно ориентированный менеджмент. Уже немало говорилось про проблемы «БазэлАэро» в вопросах строительства кубанских аэропортов. Но этим уже вряд ли кого удивишь.
Гораздо интереснее история про то, как Олег Дерипаска покупал дискаунтера Sky Express.
В кризис бизнесмен сначала попытался продать свой главный летающий актив — компанию «Авиалинии Кубани». Вопрос обсуждался с дочерней структурой «Аэрофлота» — «Дон-Авиа», а также с авиакомпанией «Таймыр», принадлежащей «Норникелю» (в то время г-н Дерипаска и менеджмент комбината пока еще не находились в состоянии открытых боевых действий). Но «Авиалинии Кубани» были настолько обременены долгами, что потенциальные покупатели отказались от сделки. Тогда возникла свежая мысль — начать укрупнять «Авиалинии Кубани» самостоятельно, в расчете, вероятно, на магию синергетического эффекта.
А тут как раз известный дискаунтер Sky Express со своими девятью подержанными «Боингами-737» оказался в предбанкротном состоянии. Напомним, что в свое время воздушные судна Sky Express прославились трескающимися стеклами, лопающимися колесами, выкатыванием за пределы полосы и аварийными посадками.
Тем не менее, осенью 2010 года к многострадальному авиаперевозчику приступили структуры Олега Дерипаски, причем весьма оригинальным для авиабизнеса способом.
Вместо принятых во всем мире лизинговых схем, самолеты Sky Express были приобретены на деньги страховой компании «Ингосстрах», входящей в «Базэл». Затем переданы доверительному управляющему «Ингосстрах-инвестиции», который до этого управлял деньгами и акциями, но не совсем не воздушными судами.
Лизинговые самолеты, которые эксплуатирует Sky Express, доверительный управляющий выкупил у нынешних владельцев на деньги «Ингосстраха». Сделка произошла с 40-50%-ным дисконтом к рыночной цене самолетов, за $12,85 млн. Затем самолеты снова были сданы Sky Express в аренду. Срок аренды — два года, по окончании которых «Ингосстрах» получит назад деньги плюс доходность в долларах — 15% годовых.
То есть, объясняем на пальцах.
Страховая компания выудила из своего бюджета деньги, потратила их на непрофильный актив под туманные обещания про 15% годовых. Туманные потому, что мы знаем о том, в каком чудном финансовом положении находятся все бизнесы Олега Дерипаски, и как он не любит возвращать деньги, вместо этого пролонгируя и реструктурируя кредиты до бесконечности.
К тому же, далеко не факт что у Sky Express будет чем обдавать и деньги за аренду, и проценты.
Но это мелочи.
Миноритарии «Ингосстраха» из фонда PPF Investments (PPFI) были обескуражены этой сделкой и даже, строго говоря, не очень поняли, как такое возможно. А потому проголосовали против ее одобрения, отчего-то посчитав, что средства «Ингосстраха» должны вкладываться исключительно в развитие страхового бизнеса, а не в непрофильные активы в виде подержанных самолетов с треснувшими стеклами и спущенными колесами.
Как следствие этих роскошных схем, в связи со слиянием «Авиалиний Кубани» и Sky Express, а также с «затруднительным» финансовым положением, возникли задержки заработной платы. Прошли сообщения о том, что под залог «Авиалиний Кубани» были взяты огромные кредиты и займы, чтобы погасить долги Sky Express.
Иными словами, еще один пример, как «превратить возможности в историю успеха».
И коль скоро зашел разговор про «Ингосстрах», нельзя не обратить внимание на «эталонное» поведение представителей Олега Дерипаски в этом активе. Это — отдельная песня, к которой с интересом прислушиваются и на западе, лишь только представители бизнесмена начинают кричать на каждом углу о скверном корпоративном управлении в ГМК «Норильский никель».
Как «ингосстрахнуть» миноритариев
На самом деле, «Ингосстрах», как это ни странно — хорошая компания. Одна из немногих, которая генерировала нормальные запасы наличности и, в принципе, могла чувствовать себя совсем неплохо, если бы не политика Олега Дерипаски. Согласно ей, одна успешная компания его разнообразного холдинга должна досыта кормить своими деньгами, во-первых, самого акционера (что, в общем, логично, если в меру, но это — не тот случай), а, во-вторых — массу других его компаний, у которых все совсем плохо.
Конфликт между совладельцами «Ингосстраха» — мажоритарным акционером «Базэлом» Олега Дерипаски и миноритарными акционерами PPF Investments — длится почти три года, с тех пор, как фонд чешского бизнесмена Петера Келлнера и его партнеров купил 38,5% акций страховщика у бизнесмена Александра Мамута. Однако сделка не получила одобрение «Базэла»: Дерипаска посчитал, что Мамут должен был продать этот пакет ему.
«Базэл» пытался размыть долю PPFI через допэмиссию и не пустить его представителей в совет директоров, но безуспешно. В результате главным достижением стало то, что при соблюдении формального политеса, сторона PPFI полностью лишена возможности влиять на экономико-хозяйственную деятельность «Ингосстраха», который, в свою очередь, распоряжается своими финансами в пользу структур «Базэла».
Иностранные акционеры даже имели наглость подать в суд. Иск связан с внеочередным собранием акционеров «Ингосстраха» от 18 декабря 2009 года, когда при поддержке мажоритариев были одобрены сделки с заинтересованностью — 248 штук на предельную сумму 350 млрд руб. Миноритарии из PPF Investments выступили против и обжаловали решение декабрьского собрания. По мнению PPFI, одобренные сделки (например, с входящей в «Базэл» группой ГАЗ или аффилированным банком «Союз») помогут «Базэлу», в частности, выводить деньги из «Ингосстраха». Поэтому, рассудили чехи, лица, аффилированные с компанией «Базовый элемент» не должны были участвовать в голосовании по вопросам сделок, касающихся аффилированных с «Базэлом» структур.
Казалось бы, вполне очевидная истина натолкнулась на железобетонный вердикт столичного арбитража, который оставил иск PPFI без удовлетворения. Суд не принял доводы (внимание!), что компании — номинальные акционеры «Ингосстраха» — аффилированы с «Базэлом».
Архисложно комментировать это решение, учитывая абсолютную независимость нашей судебной системы. Особенно при том, что тот же сайт компании «Базовый элемент» не скрывает факта принадлежности «Ингосстраха» холдингу.
В общем, в настоящее время, «Ингосстрах» демонстрирует «чудеса» грамотного корпоративного управления. А также всячески раздает деньги совершенно независимым, судя по решению суда, и неаффилированным структурам.
Этот пример эффективного менеджмента Олег Дерипаска отчего-то постеснялся донести до китайских счастливчиков.
Всем миром предотвратим распад «Союза»
С финансовыми институтами у Олега Дерипаски также неважно, как и со всеми остальными бизнесами. Банк «Союз» — хороший тому пример.
В середине 2008 года назад физические и юридические лица сняли со своих счетов в «Союзе» более 10 млрд рублей. В течение кризисного октября 2008-го банк трижды нарушал норматив мгновенной ликвидности, установленный Центральным банком. Тогда же «Союз» приостановил выдачу кредитов юридическим лицам, вдобавок к физическим.
Затем контроль над «Союзом» за символическую сумму перешел к структурам «Межрегионгаза». Между тем, государство в лице Агентства по страхованию вкладов (АСВ) снова кинулось спасать непутевого олигарха, и в марте 2010 г. в ходе допэмиссии получило контрольный пакет банка, а «Ингосстрах», в свою очередь — 49,99% и опцион на выкуп доли АСВ.
Самый большой убыток банк получил в начале 2010 г. — потеря 5 млрд руб. в январе была связана с досозданием резервов на проблемные кредиты компаниям бывшего акционера. Затем, в июле АСВ выкупило у «Союза» проблемные активы (Эти активы на 20 млрд руб. передавались АСВ почти полгода), а сам банк переоценил ценные бумаги, приобретенные еще до кризиса. Из АСВ ушла последняя часть имущественного взноса РФ в размере 7,85 млрд руб., предоставленная для санации «Союза».
Всего государство потратило на спасение «Союза» около 40 млрд рублей.
Таким образом, сейчас «Ингосстрах», служащий источником финансирования «лежащих» или не очень адекватно летающих активов Дерипаски, стал еще и совладельцем банка «Союз». Тем самым, Олег Дерипаска внес новую, свежую струю в историю бизнеса, создав комбинацию, в которой яйцу (страховая компания) принадлежит часть курицы (банка).
Отметим еще одну замечательную особенность эффективного менеджмента в структурах Олега Дерипаски. Как рассказали несколько источников, близких к «Базэлу», головной холдинг в приказном порядке каждый год заставляет дочерние компании брать кредиты (!), чтобы платить дивиденды акционеру (!!!).
Вероятно поэтому, в том числе, сейчас общий долг «Базэла» составляет $15 млрд. С таким корпоративным менталитетом — жить на заемные, а не на заработанные деньги — это неудивительно.
Но Дерипаска не унывает. И, судя по всему, живет в каком-то своем мире, имея иллюзию, что представители государственных банков снова придут с долларовыми метлами исправлять результаты бездарного управления активами — лишь бы «дитя» не плакало и не писало мегатонны писем в правительство с требованием помощи.
От порта до помойки — все сочинские стройки
Будучи социально ответственным бизнесменом, Олег Дерипаска, засучив рукава, активно влился в сочинское олимпийское строительство. Справедливости ради отметим, что традиционные для бизнесмена «бестолковки» и неудачи преследовали его здесь не только из-за общего неадеквата существующей управленческой модели, но и по вине стихий, бюрократов и простых жителей курорта.
Так, в конце 2009 года шестибалльный шторм в Имеретинской бухте разрушил строящийся «базэловским» «Трансстроем» грузовой порт.
В свою очередь, стихийное бедствие в виде чиновничьих «бумажных коллизий», несколько раз приводили к отсрочке ввода в эксплуатацию аэровокзального комплекса аэропорта «Сочи», а также тормозили строительство аэропорта Геленджика.
Наконец, вредные местные жители поселка Буу летом прошлого года бастовали против строительства структурами Олега Дерипаски мусороперерабатывающего завода в непосредственной близости от своих жилищ.
Все неудачи, иными словами, во время Олимпийской стройки можно смело отнести на внешние факторы и сказать, что «мы действительно недооценивали потенциальную глубину всех враждебных воздействий на нас со стороны всего сочинского».
Но вот весьма сложно списать на внешние факторы то, что корпорацию «Трансстрой» прошлым летом лишили подряда на строительство второй очереди грузового порта (первую очередь которого смыло) по той причине, что «Трансстрой» предоставил не все документы.
А в конце сентября из «Трансстроя» со скандалом выгнали гендиректора Ивана Кузнецова, которого сам Дерипаска обвинил в выводе средств из компании. (В принципе, топ-менеджер действовал вполне в русле магистрального направления управленческой мысли «Базэла»). Это, кстати, не единственный случай, когда менеджеры строительного дивизиона Дерипаски путали общественное с личным, после чего нарывались на уголовные дела.
В октябре 2010 года «Трансстрой» не был допущен к конкурсу по выбору генподрядчика на строительство второй и третьей очередей дублера Курортного проспекта, поскольку компания Олега Дерипаске не смогла предоставить обеспечения в 3 млрд. рублей, необходимое для участия в конкурсе.
Наконец, в начале ноября екатеринбургское объединение «Агропромдорстрой» до кучи потребовало признать «Трансстрой» банкротом, поскольку компания Дерипаски не сочла нужным с ними расплатиться.
Впрочем, все эти милые оплошности, а также существующие долги не помешали Дерипаске объявить в ноябре прошлого года, что он покупает за 373 млн евро обратно 17% в австрийской Strabag (в свое время 25% этой компании бизнесмен вернул основным акционерам, чтобы Deutsche Bank не забрал пакет по margin call). В свою очередь, Strabag покупает 26% искрометного «Трансстроя». Кроме того, Strabag и «Главстрой» (строительная группа «Базэла») договорились о том, что австрийцы построят жилые дома и отели в Сочи к 2014 году.
Сам же «Главстрой», потерявший из-за эффективного менеджмента почти все площадки, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, судя по всему, участвует в проекте, чтобы хоть как-то сохраниться в строительном бизнесе.
Впрочем, прошло уже несколько месяцев, и об успехах нового старого альянса отчего-то нет никаких известий, так же как и об эффективной работе компаний Олега Дерипаски на ниве строительства сочинских объектов – как портов, так и помоек.
Россия терпит страшный зуд — компании Дерипаски по ней ползут
Можно до бесконечности скрупулезно разбирать активы Олега Дерипаски, в каждом случае наблюдая удивительные вещи, которые не укладываются ни в один мало-мальски приличный стандарт ведения бизнеса. Но совершенно очевидно, что публикация даже самого вдумчивого и здравого анализа, не поколеблет уверенность бизнесмена в своей правоте и исключительности.
Вообще, компании «Базэла» напоминают зомби из фильмов ужасов.
Неживые, но очень активные, с оторванными конечностями, болтающимися глазными яблоками, с капающей из пасти жижей, ползущие по просторам России и пожирающие любой, плохо лежащий бизнес.
Укус — и вот, новая компания становится такой же: с невменяемым менеджментом, теряющая средства, влезающая в долги, но исправно платящая «дань» своему акционеру.
А если вдруг «протокровь», закачанная в гниющие вены, вдруг заканчивается, то тут же, с мигалками и сиренами, приезжает заветный фургончик с триколором и хрустящими пачками безвозмездной помощи внутри.
Нечленораздельный рев «базэловской» армады над просторами российских городов и, что намного печальнее – моногородов – не утихает ни на секунду.
Все это не может продолжаться до бесконечности.
Те структуры, которые в будущем вырастут на обломках этой империи мертвых, едва ли будут с благодарностью вспоминать, что у их истоков стоял некто по имени Олег Дерипаска. И тактические, и стратегические действия бизнесмена не позволяют записать его ни в великие промышленники, ни в великие финансисты, ни просто — в созидатели.
Оздоровление многочисленных активов с сотнями тысяч работников, возможное лишь после ухода Дерипаски, наверняка вытрет его имя из истории бизнеса, как вытирались имена многих других, чьи возможности из-за безграмотности и самоуверенности превращались в историю неуспеха, неудачи, физического и морального банкротства.
Андрей Селезнев,
депутат Красноярского городского Совета,
сопредседатель Совета КРОО «Союз коммунистов»