Итак, разобравшись в том, что человеческие моральные нормы, были выработаны массами на протяжении тысячелетней борьбы с социальным гнетом и нравственными пороками, нам предстоит рассмотреть дальнейшее развитие норм человеческой нравственности на современном историческом этапе применительно к нашей борьбе за социальную справедливость.
Открытия в психологии указывают на бессознательную часть человеческой психики, представляющую собой совокупность инстинктивных влечений, которая являясь бессознательной и иррациональной, подчиняется принципу удовольствия.
Люди издревле давали этой части человеческого сознания различные определения, в зависимости от своей окружающей культурно-религиозной среды: “плоть”, “ветхий человек”, “нафс”, “омрачения” и т.д.
Человек, с древнейших времен понимал, что он не должен всегда и во всем следовать своим инстинктам, что он должен проверять свои инстинкты разумом. Иначе, например, инстинкт продолжения рода выльется в распущенность и насилие. Но в то же время инстинкт продолжения рода совершенно необходим, иначе прекратится род человеческий. Инстинкт, изначально не может быть низменным (или высоким) сам по себе. Это всего лишь один из механизмов, заложенный в нас природой. А вот в какие формы мы облечём свои инстинкты, чему заставим служить – добру или злу – полностью зависит от нас самих. Отказ от инстинкта, в свою очередь, тоже может быть направлен и на торжество зла.
Человек всегда понимал, что не может жить без надежды, а надежда, как ее понимают коммунисты и есть вера без Бога. Прогрессивный человек не должен искать смысл мира, он должен сам «дать миру смысл». Маркс подарил миру «последнюю великую религию», дал «новое религиозное пролетарское сознание» как веру в истину, добро и красоту, свободу и справедливость.
Луначарский по этому поводу пишет: «На троне миров воссядет Некто, ликом подобный человеку, и благоустроенный мир устами живых и мертвых стихий, голосом красоты своей воскликнет: «Свят, свят, свят, полны небо и земля славы твоей».
И человекобог оглянется и улыбнется, ибо вот все добро.
И опочит, добравшись до священной субботы? Да нет же. Ведь все это только символы нашей предельной идеи — идеи беспредельного роста мыслящей и чувствующей жизни». (Луначарский А.В., Атеисты. С. 159.)
Подобная метафорическая символика духовно-нравственных ценностей накладывалась, с одной стороны, на массовое сознание, с другой — на сознание Иосифа Сталина. Луначарский в свое время утверждал: «Восставшие рабы могут иметь своего бога». (Луначарский А.В. Религия и социализм. Ч. 1 С. 64.)
Поясняя свою позицию, Луначарский писал: «Я думал, что социализм выиграет от раскрытия этической ценности, от того, что он будет представлен как полный ответ на все религиозные проблемы и, таким образом, как завершитель и разрушитель, ликвидатор всякой религии». (Луначарский А. В. К вопросу о философской дискуссии 1908—1910 гг.)
И далее: «Конечно, мы, марксисты, отрицаем, существование какого бы то ни было бога, и искать его нечего… Бога нужно не искать, толковал я, его надо дать миру. В мире его нет, но он может быть. Путь борьбы за социализм, т. е. за триумф человека в природе, это и есть богостроительство». (Там же.)
Если мы допустим, такое аллегорическое описание марксизма-ленинизма, как “религии восставших рабов”, то, неизбежно придем к древней мудрости гласящей, что: «вера без дел мертва».
Мы знаем не понаслышке, таких деятелей, которые говорят одно и делают совершенно другое.
Если коммунист говорит о моральном кодексе строителя Коммунизма, то он должен являть собой пример строителя Коммунизма. А как мы уже знаем, этого нельзя добиться без последовательной работы над собой.
Когда мы начинаем контролировать свои инстинкты и эмоции мы начинаем понимать как это сложно.
Как нетренированные мышцы не справляются с подъемом тяжести, так и сознание без достаточной тренировки плохо контролирует само себя.
Работать над собой намного проще, если мы представляем конечную цель своих усилий. Поэтому, мы снова возвращаемся к духовной философии коммунизма, которая по-разному была сформулирована различными марксистами, но я бы хотел остановиться на четырех основных источниках современной Красной Идеи, которая становится все более популярной в среде левой интеллигенции:
1. Марксизм: теория научного коммунизма, диалектический материализм, разделы исторического материализма и политэкономии (теория общественно-экономических формаций, теория классовой структуры общества и классовой борьбы как фактора социальной эволюции, теория прибавочной стоимости и др.);
2. Богостроительство — этико-философское течение в русском марксизме, развивавшееся левыми литераторами в первом десятилетии XX века с целью интеграции идей марксизма и религии и основанное на предполагаемом сходстве социалистического и христианского мировоззрения.
3. Мировоззрение В.И. Вернадского, важнейшими компонентами которого является учение о ноосфере — превращении человечества в главный фактор эволюции; учение о роли научного мышления являющегося одним из главных факторов становления ноосферы.
4. Идеи И.А. Ефремова о материалистических основах этики и эстетики человечества, высказанные им в его литературных произведениях. Также — представление о нравственности как главном стержне, на котором держится общество, и о красоте как силе нравственного воспитания человека.
Эти три основных источника, современного, творчески развитого марксизма-ленинизма, формируют мировосприятие, у которого можно обнаружить две основы:
1. Вера в Человека, в его доброе начало, в его Разум. Вера в человека – это представление о том, что каждый рожден для счастья, и что все рождены для счастья, и боль, когда этого нет. Вера в потенциал каждого человека и человеческого общества, который порой может быть подавлен, скрыт и неочевиден, но эта неочевидность есть следствие, прежде всего, социально-экономических причин, связанных с несправедливым мироустройством. Вера, что человечество способно стать мудрым хозяином мира.
Образно говоря – «в каждом человеке есть Солнце – только дайте ему светить».
2. «Живая жизнь»: восприятие мира окружающего, как реальной действительности, как суммы пройденного, преодоленного, выстраданного и случившегося. Восприятие мира как некоего целостного потока, гармоничного и не гармоничного, эволюции – живой жизни, которая только и заслуживает внимания по большому счету, составляет основу, смысл и радость бытия человека. Такому восприятию чужда любая подмена этой живой жизни идеями о мире как некой иллюзии или представлениями, что жизнь есть переходный этап, после которого наступит некое настоящее лучшее существование. Нет, только здесь и сейчас.
Нашей целью является воспитание из себя людей грядущего мира справедливости и создание коммунистических межличностных отношений в духе идей И. А. Ефремова.
Ведь мы прекрасно понимаем, что невозможно живя в капиталистическом мире — с его экономикой и психологией, неся в себе не только на культурном, но и на генетическом (биологическом) уровне наследие тысячелетий некоммунистической истории – быть на 100% людьми коммунистического будущего, но можно и нужно стремиться к этому на все 100%.
В этом, нам может помочь советская психология, если она станет нашим надежным духовным ориентиром.
Перед советской психологией, в свое время, стояла задача построения психологической системы на марксистско-ленинской, философской основе. Тогда, как и нам, сейчас, советскии психологам было необходимо сохранить и приумножить, всё богатство накопленного психологией фактического материала и перестроить её исходные теоретические установки: сохранить историческую преемственность в развитии научной мысли, на основе марксистско-ленинской диалектики проложить новые пути для разрешения основных теоретических проблем психологической мысли. Для её разрешения, потребовалась длительная и напряжённая работа — теоретическая и экспериментальная, соединённая с упорной борьбой против вульгарного механицизма, с одной стороны, традиционного идеализма несовместимого с подлинно научным построением психологии, — с другой.
В итоге система советской психологии наметилась в основных своих линиях. Её основные вехи могут быть сформулированы в нескольких основных положениях:
а) Принцип психофизического единства, включающий единство психического как с органическим субстратом, функцией которого является психика, так и с объектом, который в ней отражается;
б) Принцип развития психики как производного, но специфического компонента в эволюции организмов, в ходе которого адаптивное изменение образа жизни обусловливает изменение, как строения нервной системы, так и её психофизических функций в их единстве и взаимосвязи, в свою очередь, на каждой данной ступени обусловливаясь ими;
в) Принцип историзма применительно к развитию человеческого сознания в процессе общественно-исторического развития, в ходе которого общественное бытие людей определяет их сознание, образ их жизни — образ их мыслей и чувств, в свою очередь обусловливаясь ими;
г) Принцип единства теории и практики, т. е. теоретического и экспериментального изучения человеческой психики и воздействия на неё.
Таковы основные принципы советской психологии. Все они получают в ней теперь не только признание в качестве общефилософских тезисов, но и реализацию в плане психологической теории и психологического исследования. Нити, ведущие от всех этих основных принципов, сходятся в единой узловой точке
д) в положении о единстве сознания и деятельности.
Это все средства и ориентиры, помогающие идти к заветной цели.
Цель настоящего коммуниста жить теми ценностями, которые провозглашены в Моральном кодексе строителя коммунизма. Цель коммуниста — победа над своими личными недостатками, духовный рост и развитие в добре. Упорно работая над собой, мы получаем внутреннее преобразование и силу преодолевать отрицательные черты своего характера, мешающие реализации этого великого Кодекса в своей повседневной жизни.
Массы пока не могут усваивать философию иначе, как веру.
Поэтому, для нас Марксистско-ленинская философия, для нас, пока еще только “вера”, которою нам предстоит претворить в жизнь.
Истинных коммунистов всегда интересовала и интересует не только политическая сторона марксизма, но и та сторона марксистского миросозерцания, которая направлена к чувству пролетария и способствует духовному прогрессу всего человечества.
Вера в абстрактные идеи – непостоянна и немощна, как картина из песка. Подул ветер, и нет красивого пейзажа, созданного рукой человека. Крепка как скала — вера, основанная на личном духовном опыте. Человек, соприкоснувшийся с духом коммунизма на практике, уже никогда не забудет его и будет верен и постоянен в своих убеждениях. Прежде чем, говорить об истине – ее нужно воплотить в своей повседневной жизни. А это путь, требующий постоянного усилия над собой.
Жизненный идеал марксиста — прекрасная, гармонично развитая личность, сообщество таких личностей. Этот идеал мы называем эстетическим в широком смысле и находим именно в эстетике общую концентрацию оценки, объединяющую подход к человеку с трех точек зрения: истины, добра и красоты.
Но, как перейти к практической реализации этого идеала, мы поговорим в следующей части.
Продолжение следует…
Иван Наговицын,
член бюро красноярского горкома КПКР.