Такие фантастические истории хорошо было рассказывать и слушать, скажем, в благополучные советские семидесятые годы, а не сегодня, в жлобовское буржуйское время, когда кругом одна выгода да коммерция. Вот и подумаешь: зачем Лавбину все эти хлопоты? И какая выгода? Он-то и свой «офис» по-путнему оборудовать не смог: в кабинете скромная, даже спартанская мебель, на столах — камни, на стенах — схемы, космические фотографии. Нет компьютера, нет факса. Один простенький телефон. О евроремонте или современных системах эффективного теплоснабжения помолчим.
Наверное, он как раз из тех самых редких для нашего нечудного времени чудаков, которые украшают мир. Можно верить, можно не верить его версии тунгусского феномена. Много скептиков и опровергателей, хотя почему-то весь мир в свое время поверил Александру Казанцеву: в небе над Тунгусской тайгой потерпел катастрофу космический корабль, да еще — с Марса. Мы тогда на Марсе были все помешаны, там даже яблони должны были цвести. А сегодня стали умнее, более прагматичными и менее наивными. Но разве переменили свое отношение к великому фантасту?
Так что дело даже не только в версии Лавбина.
Есть Тунгусский феномен. Есть человек-феномен Лавбин. Есть музей-феномен.
О последнем нельзя говорить без боли.
Все это немного напоминает историю с библиотекой Г. Юдина, которая уплыла в США. На коллекцию фонда «Тунгусский космический феномен» уже положили глаз многие иностранцы.
Лестное предложение Юрий Дмитриевич получил из Германии: «Господин Лавбин! Под вашу коллекцию выделим замок почти в центре Берлина. Приезжайте, а когда выставка закончится, останетесь жить в Германии вместе со своими сокровищами».
Выгодные предложения поступали от японцев. Но, как говорит сам Лавбин «мы родом из другого поколения!»
Да к тому же все эти камни — государственная собственность, которая ему, государству, выходит, не очень требуется. На более серьезные научные цели средств не находится. А Лавбин со своими идеями и «космическим мусором» — так, баловство…
По оценкам экспертов, «камешки» Лавбина тянут на 1,5–2 миллиона евро. Но кому-то надо выбросить их на улицу, чтобы на месте экспонатов поставить «одноруких бандитов» и столы с зелёным сукном.