Бюджет на следующий год – это не только главный финансовый документ страны, но и самый настоящий прогноз развития экономической ситуации, который дает Правительство. Как мы знаем, наша власть не особенно сильна в прогнозировании. Взять хотя бы сравнительно недавний пример: самоуверенное принятие трехлетнего бюджета в 2007 году, когда уже были слышны громовые раскаты надвигающегося мирового финансового кризиса. Правительство, судя по всему, исходило из того, что раз в 2007 году на страну лился дождь сырьевых сверхдоходов, то так будет продолжаться и в 2008, и в 2009, и в 2010 годах. Но жизнь, как говорится, внесла свои коррективы: раздутые бюджеты пришлось сокращать по всей стране. Что же Правительство пророчит на следующий год, и какой бюджет оно вносит на рассмотрение в Госдуму, основываясь на этих представлениях?
«Умеренный оптимизм» взаймы
Проект федерального бюджета на 2010 год рассчитан исходя из так называемого «умеренно-оптимистичного сценария развития экономики страны и консервативного развития мировой экономики». Он предполагает оживление в экономике страны вследствие роста реального объема кредитования и, обратите внимание, повышения эффективности и конкурентоспособности бизнеса. Неизвестно, с какой стати у бизнеса, оглушенного кризисом, повысится «эффективность и конкурентоспособность». Его состояние можно скорее охарактеризовать пословицей «не до жиру, быть бы живу».
По-прежнему одним из основных параметров для расчета бюджета является цена российской нефти на мировых рынках. Она в расчетах на 2010 год в среднегодовом исчислении принята в размере 58 долл. за баррель. Надо отметить, что это как раз довольно пессимистичный прогноз, так как уже пять месяцев подряд ее цена превышает 65 долларов, а консенсус-прогноз 16 ведущих мировых агентств по прогнозу цены предполагают, что в будущем году она составит 63,8 доллара за один баррель. Сам собой напрашивается вывод о сознательном занижении цены для того, чтобы пресечь попытки оппозиции увеличить социальные расходы бюджета и направить деньги на поддержку населения в это непростое время. Остальные основные показатели, используемые для расчета бюджета, приведены в таблице 1.
Таблица 1. Основные макроэкономические показатели для расчета проекта федерального бюджета на 2010 год
Наименование показателя |
Единица измерения |
2008 год отчет |
2009 год оценка |
2010 год прогноз |
Валовой внутренний продукт |
млрд. руб. |
41668 |
38997 |
43187 |
Цена нефти марки «Юралс» |
долл./бар. |
94,4 |
57,0 |
58,0 |
Цена на газ (дальнее зарубежье) |
долл./тыс. куб. м |
354,2 |
242,8 |
252,71 |
Цена на газ (страны СНГ) |
долл./тыс. куб. м. |
144,1 |
129,6 |
145 |
Курс доллара к рублю (среднегодовой) |
руб. за долл. США |
24,8 |
32,7 |
33,9 |
Объем экспорта |
млрд. долл. США |
471,6 |
285,0 |
306,6 |
Объем импорта |
млрд. долл. США |
291,9 |
190,3 |
199,6 |
Экспорт нефти |
млн. тонн |
243,1 |
246,0 |
245,8 |
Экспорт нефтепродуктов |
млн. тонн |
117,9 |
122,2 |
121,3 |
Экспорт природного газа |
млрд. куб. м |
195,4 |
161,9 |
190,3 |
Прибыль прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета |
млрд. руб. |
9910 |
8995 |
9415 |
Фонд заработной платы |
млрд. руб. |
10242 |
10746 |
11735 |
Объем добычи нефти |
млн. тонн |
488 |
490 |
490 |
Объем добычи газа |
млрд. куб. м |
664 |
623 |
634 |
В целом, по мнению Правительства, следующий год в финансовом отношении будет несколько лучше, чем текущий. Доходы немного увеличатся, дефицит бюджета немного сократится. Основные характеристики бюджета на 2010 год в сравнении с двумя предыдущими годами приведены в таблице 2.
Таблица 2 (млрд. руб.)
Показатели |
2008 год, отчет |
2009 год, оценка |
2010 год, прогноз |
ДОХОДЫ, всего |
9 275,9 |
6 713,8 |
6 950,0 |
Нефтегазовые доходы |
4 389,4 |
2 797,6 |
3 194,7 |
Доходы без учета нефтегазовых доходов |
4 886,5 |
3 916,2 |
3 755,3 |
Нефтегазовый трансферт |
2 531,1 |
2531,1 |
1 943,4 |
РАСХОДЫ, всего |
7 570,9 |
9 931,4 |
9 886,5 |
Дефицит\профицит |
1 705,1 |
-3 217,6 |
-2 936,9 |
в %% к ВВП |
4,1 |
-8,3 |
-6,8 |
Верхний предел |
1.804,2 |
2 515,3 |
3301,8 |
Как видим, доходы бюджета-2010 прогнозируются в объеме 6 950 миллиардов рублей, что на 236,2 миллиарда больше, чем уточненная оценка текущего года. Рост доходов обусловлен изменениями в бюджетном и налоговом законодательстве, некотором увеличении ряда макроэкономических показателей. Но даже при этом дефицит бюджета составит 2 936,9 миллиарда рублей. Предполагается, что этот дефицит будет покрываться за счет средств Резервного фонда — 2 187,4 миллиарда, Фонда национального благосостояния — 58,4 миллиарда и заимствования на внутреннем и внешнем финансовых рынках. Кроме того, Правительство планирует занять путем выпуска государственных ценных бумаг внутри страны 261,4 млрд. руб. и 429,6 млрд. руб. — за рубежом. При этом необходимо отметить негативную тенденцию в политике финансовых властей страны, которые ведут ее в долговую яму. Если в 2008 году верхний предел внутреннего государственного долга составлял 1 804 млрд. руб., то в будущем году он возрастет почти в два раза, и достигнет 3 301,8 млрд. руб. Внешний государственный долг за этот период увеличится на треть и достигнет 63,3 млрд. долларов США. Вместе их объем в будущем году составит 73 процента от годовых доходов федерального бюджета.
Соответственно растут расходы на обслуживание государственного долга и в будущем году они составят 304,0 млрд. рублей, что в полтора раза больше, чем в 2009 и два раза больше, чем в 2008 годах.
Такой вот «умеренный оптимизм» взаймы. Причем деньги берутся как раз у тех самых «будущих поколений», благом которых оправдывалось изъятие сырьевых сверхдоходов из экономики страны в предыдущие годы (это вместо восстановления катастрофически изношенной инфраструктуры, что было бы гораздо полезнее не только будущим, но и нынешним поколениям). Первый раз «будущие поколения» будут ограблены, когда будут проедены деньги из кубышки, названной их именем, а второй раз — когда вновь будут взяты кредиты, по которым этим самым поколениям и придется расплачиваться.
А что «подушка безопасности Кудрина» исчезнет, это уже факт: к концу 2010 года от триллионов Резервного фонда останется всего 48 миллиардов. Фонд национального благосостояния просуществует чуть дольше, его объем сократиться в десять раз к концу 2012 года. Совершенно ясно, что никакого влияния на повышение благосостояния большинства людей он не оказал и уже не способен оказать.
На что будем тратить?
По утверждениям Правительства, расходы федерального бюджета были сформированы, исходя из следующих приоритетов: финансовое обеспечение пенсионной реформы, безусловное выполнение социальных обязательств государства, стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в экономике, стабилизацию ситуации на рынке труда, финансовое обеспечение модернизации армии, выполнение принятых международных обязательств. В таблице 3 приведены расходы по разделам бюджетной классификации.
Таблица 3 (млн. руб.)
|
2008, отчет |
2009, оценка |
2010, прогноз |
РАСХОДЫ — всего |
7 570 900 |
9 931 400 |
9 886 900 |
Общегосударственные расходы |
839 390,5 |
957 539,3 |
1 186 252,6 |
Национальная оборона |
1 016 395,8 |
1 183 444,3 |
1 225 101,3 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
835 564,5 |
1 006 319,7 |
1 062 381,8 |
Национальная экономика |
1 025 018,2 |
1 845 688,9 |
1 346 819,2 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
129 535,7 |
142 873,4 |
137 722,1 |
Охрана окружающей среды |
10 172,5 |
13 326,1 |
12 249,8 |
Образование |
354 999,0 |
413 101,0 |
398 733,2 |
Культура. Кинематография. Средства массовой информации |
88 851,7 |
114 734,3 |
108 224,4 |
Здравоохранение. Физическая культура и спорт |
278 212,4 |
348 191,4 |
332 594.4 |
Социальная политика |
293 645,0 |
331 345,5 |
328 690,0 |
Межбюджетные трансферты |
2 674 034,6 |
3 544 565,9 |
3 720 100,3 |
Трансферты внебюджетным фондам |
1 579 954,3 |
2 070 371,2 |
2 596 360,8 |
Правительство практически заморозило заработную плату работникам бюджетной сферы с этого года. Военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов с 1 августа 2009 года произведена индексация денежного довольствия на 8,5 процентов, а гражданским государственным служащим она в этом году производиться не будет. Что касается следующего года, то возможно Правительство примет решения проиндексировать военным зарплату с 1 сентября на уровень инфляции, а гражданским с 1 декабря. Это означает, что к концу следующего года покупательная способность гражданских работников бюджетной сферы упадет, как минимум на 20 процентов, а военных на 10 процентов. Соответственно в бюджет закладываются расходы на денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц с ростом всего в 8,0 процентов, денежное содержание государственных гражданских служащих с ростом в 0,6 процентов. А расходы на зарплату работников, оплата труда которых осуществляется по новой системе оплаты труда, сокращаются на 1,2 процента.
Общий объем расходов в 2010 году по сравнению с текущим годом сокращается на 44,4 млрд. руб. или на 0,4 %. Сокращаются расходы на все разделы за исключением общегосударственных расходов и межбюджетных трансфертов. Общегосударственные расходы растут за счет увеличения ассигнований на обслуживание государственного долга и международное сотрудничество.
Наибольшему сокращению подвергся раздел «Национальная экономика», который сокращен на 500 млрд. руб. по сравнению с текущим годом. Значительно сокращена финансовая помощь сельскому хозяйству: реальное сокращение вложений государства в сельскохозяйственное производство составит 9,3 млрд. руб. Например, на проведение товарных и закупочных интервенций планируется направить всего 3,8 млрд. руб., ассигнования на программу «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года» выделяются всего в размере 3,89 млрд. руб.
Продолжается планомерное свертывание лесного хозяйства и ежегодное сокращение его финансирования. Так, если в 2008 году на него выделялось 6 554,4 млн. руб., в текущем году 5 981,4 млн. руб., то в следующем году планируется всего 3 627,4 млн. руб. (-2 354,0).
Серьезные изменения вносятся в систему предоставления из федерального бюджета субсидий коммерческим и некоммерческим организациям. По гражданским отраслям промышленности субсидии в 2010 году составят всего 9 023,9 миллиона рублей, что на 27 190,3 млн. руб. меньше чем в прошлом году.
Как видим, несмотря на декларируемый принцип «безусловного выполнения социальных обязательств государства», будет нанесен болезненный удар по уровню жизни бюджетников и военных, сократится поддержка сельского хозяйства и лесной отрасли, уменьшится помощь промышленности.
Регионы – на «голодном пайке»
Хотя раздел «Межбюджетные трансферты» и увеличен к прошлому году на 175,5 млрд. руб., но при этом трансферт государственным внебюджетным фондам увеличен на 526,0 млрд. руб., а вот помощь субъектам федерации уменьшена на 350 млрд. руб.
Основным инструментом помощи бюджетам субъектов станут дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Их общий размер увеличен на 23 млрд. руб. и составит 396,996 млрд. руб. Но минимальный уровень бюджетной обеспеченности в 2010 году в реальном выражении будет ниже, чем в текущем году и составит 19,6 тыс. руб. на человека в год.
Вторым инструментом помощи бюджетам субъектов являются дотации на поддержку мер по сбалансированности бюджетов. Эта дотация помогла многим регионам в текущем году свести «концы с концами» и не допустить долгов по зарплате бюджетников. Но в следующем году она практически полностью будет использована на латание тех дыр, которые образуются в бюджетах субъектов из-за решений, принятых по инициативе Правительства.
42,7 млрд. руб. направляется субъектам, которые потеряли доходы от добычи нефти в связи с зачислением 100% налога на добычу нефти в федеральный бюджет, 16,7 млрд. руб., обратите внимание, составит дотация Чеченской республике, 5,6 млрд. руб. направляется на ликвидацию перекрестного субсидирования в электроэнергетике. Так что на сбалансированность бюджетов остаётся всего 25 млрд. руб. и этой суммой невозможно закрыть все дыры в бюджетах 70 регионов.
Следующим инструментом помощи субъектам являются субсидии, которые имеют целевой характер и предназначены для финансовой поддержки субъектов на реализацию закрепленных за ними обязательств. Их объем в 2010 году составит 341,9 млрд. руб., или 67,6% к уровню 2009 года (-164,1 млрд. руб.).
Сокращаются субсидии на социальное развитие села, на ФЦП «Жилище», ФЦП «Культура России (2006-2011 годы)», ФЦП «Дети России», ФЦП «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)», ФЦП «Юг России (2008-2012годы)», ФЦП «Развитие физкультуры и спорта Российской Федерации на 2006-2015 годы», ФЦП «Повышения эффективности и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах», подпрограмма «Автомобильные дороги».
Со следующего года отменяются субсидии на оплату жилого помещения и услуг ЖКХ для отдельных категорий граждан, по выплате части родительской платы за содержание детей в детсадах, по обеспечению дорогами новых микрорайонов и реконструкцию, содержанию дорог общего пользования.
Еще одним каналом поступления средств из федерального бюджета в регионы являются субвенции, которые предназначены для финансирования полномочий, переданных от федерального центра субъектам и муниципалитетам. Их размер уменьшается на 61,6 млрд. руб. и составит в следующем году 232,2 млрд. руб. Основное сокращение субвенций связано с сокращением финансирования из федерального бюджета жилья для участников ВОВ, инвалидов, ветеранов. Субвенция на обеспечение жильём отдельных категорий граждан уменьшается на 91% или на 45,8 млрд. руб., по сути, Правительство вообще решило свернуть финансирование строительства жилья для малоимущих в стране.
Кроме этого на 15% сокращены субвенции на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений, на 33% полномочий в области водных отношений, на 30% в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов и объектов животного мира, на 19% на выплату единовременного пособия при устройстве сирот в семью.
Почти на половину сокращаются иные межбюджетные трансферты, с 94,6 млрд. руб. в 2009 году до 52, 96 млрд. руб. в следующем году. Со следующего года отменяется помощь федерального бюджета регионам в финансировании льготного проезда отдельных категорий граждан в общественном транспорте, отменяется единовременная денежная компенсация отдельным категориям граждан в место получения транспортного средства. И почти в три раза сокращается финансирование муниципальных библиотек на комплектование книжных фондов с 450 до 180 млн. руб.
Финансирование федеральных целевых программ (всего 53, из них 3 новых) и непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы в будущем году сокращается. При этом сокращение финансирование ФЦП произойдет на 11,1% к уровню текущего года, непрограммной части на 6,5%. Наибольшему сокращению подвергнутся ФЦП, связанные с развитием социальной сферы -27%, с поддержкой АПК и развитием села -28,6%, направленные на жилищное строительство -21,9%, связанные с развитием дорожного строительства -8,9%.
Таким образом, меры, предложенные Правительством в проекте федерального бюджета на 2010 год, только консервируют нынешнее убогое положение страны и никоим образом не выводят её на путь поступательного развития.
Бюджет еще больше усугубляет положение социально незащищенных слоев населения, в реальном выражении стипендии, пособия и другие социальные выплаты уменьшаются, но зато увеличивает финансовую нагрузку на субъекты федерации по исполнению государственных обязательств перед гражданами страны. В проекте бюджета не уделяется должного внимания развитию и поддержке высокотехнологичных отраслей и научно-технических инноваций, на них выделяется всего 178,3 млрд. рублей.
Исходя из совокупности перечисленных факторов, полагаю, что фракция КПРФ в Государственной думе должна голосовать против принятия проекта закона о бюджете на 2010 год.
Владислав Юрчик,
депутат Государственной думы