1 декабря – 293 года со дня рождения французского скульптора Этьена Мориса Фальконе.
Этьен Фальконе прожил в России всего несколько лет, но, несмотря на это, он смог создать памятник, являющийся одним из символов не только города, но и всей страны. Это памятник, олицетворяющий в себе независимого, преодолевающего все препятствия на своем пути героя, который способен поднять страну на высшую ступень развития. Речь идет о памятнике Петру I, находящемся в Санкт-Петербурге, который в народе получил название «Медный всадник».
Почти всю жизнь скульптор провел в родном городе Париже, который стал для него школой художественного мастерства. Его талант развивался на почве национальной культуры. Он не был в Италии, куда обычно так стремились художники всех стран, поэтому с лучшими произведениями античных мастеров он знакомился по слепкам, рисункам и гравюрам. Но, тем не менее, он смог создать одно из лучших произведений монументального искусства того времени – памятник Петру. Фальконе сумел нарушить традиции конных памятников XVIII века со спокойно сидящими фигурами королей, полководцев, победителей в римских панцирях или пышных одеждах, окруженных многочисленными аллегорическими фигурами. С предельной простотой скульптор стремился выразить свою идею: «Я ограничусь только статуей героя, которого не рассматриваю ни как полководца, ни как победителя. Надо показать людям более прекрасный образ законодателя, благодетеля своей страны, он простирает свою десницу над объезжаемой им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей пьедесталом, — это эмблема побежденных трудностей».
В этой скульптуре Петр изображен в энергичном движении. Император как будто только что забрался на вершину высокой скалы, на обрыве которой конь с всадником встает на дыбы. Левой рукой Петр сдерживает бег коня, а правой в приветственном жесте благословляет город и всю страну. Э. Фальконе представил фигуру Петра, воплощающую в себе лучшие качества императора. Эту мысль скульптор подчеркнул тем, что облачил Петра в одежду римской тоги, что должно навеять зрителю мысли о соотношении периода правления Петра с лучшими временами и расцветом римской империи. Голову императора венчает Лавровый венок, как символ славы и победы.
Скульптура «Медного всадника» зовет зрителя обойти ее вокруг, так как ни один из ракурсов не дает полное представление об идеях, которые несет в себе монумент. Указующий жест правой руки Петра трактуется многозначно. Он означает и утверждение самодержавной власти как истинной, и торжество победителя, сумевшего распахнуть окно в Европу для России и обращение к заморским далям, которые еще не раз может покорить империя, завоевывая лидирующее положение среди ведущих держав мира. Эту энергию героя, которому подвластно все и вся помогают выразить свойства бронзы, материала, из которого выполнен памятник. Динамику можно заметить и в складках одежды и в пластично решенной гриве коня. Одолев неприступность дикой скалы, возвышаясь над всеми, Петр утверждает свою волю героя, открывшего перед своим народом новые беспредельные просторы.
Сохранилось предание, будто в 1812 году, когда Петербургу угрожала опасность наполеоновского вторжения, Александр I распорядился вывезти статую Петра I в Вологодскую губернию. В это время некий майор Батурин увидел сон, что стоит он у памятника Петру I и видит, что всадник вдруг съезжает с пьедестала и направляется к дворцу Александра I. Озабоченный император выходит к нему, и Петр говорит ему следующее: «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию! Но пока я на месте, городу моему нечего опасаться!». Сон майора передали царю. Согласно легенде, Александр отменил свое решение, статуя осталась на месте. И сапог вражеского солдата не коснулся Петербургской земли.
Спустя почти три сотни лет памятник все так же является символом величия и могущества России. И, как и в период правления Петра I, так и сейчас, когда Россия пытается занять одно из лидирующих мест среди западноевропейских стран, памятник Этьена Фальконе, воплощающий в себе независимого, не знающего преград героя, будет вечным напоминанием о том, что нет ничего невозможного для великой России.
Надежда Медянцева