В течение ноября в отделе декоративно-прикладного искусства художественного музея им. В.И.Сурикова проходит выставка «Малая скульптура: традиции и современность».
Слову «малое» в нашем языке зачастую придается значение чего-то вторичного по отношению к большому, менее важного, а значит, в чем-то и худшего. Развеять это заблуждение можно, посетив выставку «Малая скульптура: традиции и современность».
Уже само название говорит нам, что малая скульптура как вид искусства возникла не сегодня и не вчера, а развивалась на протяжении долгого времени. В чем же причина того, что живущие в разные эпохи скульпторы из разных регионов России и из-за
рубежа вновь и вновь обращаются к малым формам?
Несомненно, она кроется в предоставляемых малой скульптурой возможностях. Можете ли вы, например, вообразить себе огромный монумент из глазурованного фарфора? Вряд ли. А в малой скульптуре органично сосуществуют различным образом обработанная керамика, бронза, камень, дерево, гипс.
Разнообразие техник позволяет обогатить содержание скульптуры, дает возможность по-новому взглянуть на традиционные «большие» сюжеты. Например, «Святой Георгий», выполненный С.М. Гинтером из глазурованной керамики, протыкающий змия вязальной спицей, конечно, выглядит не столь величественно, как мог бы смотреться конный монумент. Но ведь подвиг и чудо – это не всегда что-то глобальное, простое и малое может быть не менее героическим и чудесным.
Великие личности в трактовке малой скульптуры не теряют своего масштаба, а напротив, становятся ближе зрителю. Памятник, становясь малым, превращается из одной из частей городского убранства, наблюдаемой издалека, в то, что можно охватить одним взглядом. При этом особо важную роль приобретают детали. Например, о личности писателя многое может рассказать обычный стул: жесткий стул с прямой спинкой характеризует не терпевшего в быту никаких излишеств философа-прозаика Льва Толстого (скульптор А.М. Анонченко), изящная садовая скамейка – Александра Пушкина, гениальные стихи которого рождались везде, особенно на лоне природы (скульптор О.К. Комов).
Малая скульптура может не только приблизить великое, но и возвеличить обыденное. Потому, например, созданный Р.Н. Будшовым «Сталевар» — человек, гордый своим трудом, представлен таким же монументальным, как древнеегипетские боги.
Малая скульптура способна явить все многообразие живого мира: не только человека во всех его возрастах, занятого разнообразной деятельностью, но и животных, таких, как исполненный юмора самовлюбленный «Кот ученый» И.Г. Окрух, или холодные, почти абстрактные «Хищницы» С.А. Титовой.
И, наконец, маленькая фигурка может рассказать большую историю. Например, фарфоровая скульптурная группа Малышевой «Объяснение» (другое название – «Поедем на БАМ») вскрывает характерный для восьмидесятых годов конфликт между безоговорочной верой в светлое будущее и желанием ловить момент и жить сегодняшним днем. Плечистый парень, по-видимому, убеждает девушку поехать вместе с ним на стройку, но согласиться ли она? Судя по ее модному наряду и взгляду исподлобья – вряд ли.
Но при всем разнообразии и непохожести произведений, представленных на выставке, в них легко можно обнаружить нечто общее: устремленность вовне и вверх. Эта черта отмечает и «мечтателей» из произведений А.Г. Антонова и М.-о. К. Молгуш, и взваливших на себя тяжелые мешки девушек из композиции З.А. Бушковой «На практике. Трудовой семестр». К полету готов не только бронзовый «Юрий Гагарин» Ю.Л. Чернова, но и раскинувшие руки современные байкеры, созданные Ю.Ю.Юшковой. Медленно шествуют куда-то дагестанский, алтайский и грузинский наездники в соответствующих работах Т.Н. Мусахановой, И.И. Черапкина и Н.В. Богушевской.
Дверь в иное открывает «Шукшин» В.И. Клыкова. Все эти произведения заставляют задуматься о том месте, которое каждый из нас занимает в этом мире. Ведь, по сути, все мы – растения, животные, даже люди, содержащие в себе бесконечность чувств, переживаний, мыслей, накопленного опыта — всего лишь мельчайшие части бесконечного мироздания, но такие части, без которых картина мира будет неполной. Определить свой масштаб по отношению к Вселенной – вот что может сделать человек при помощи малой скульптуры.
Ксения Булак