10 октября – 585 лет со дня рождения французского художника Антуана Ватто.
Творчество Антуана Ватто (1684-1721) по сей день окутано тайной, существует множество гипотез о его жизни, личности, но все они остаются только догадками. Антуан Ватто родился в 1684 году в провинциальном городке Валансьен. В 17 лет он отправился покорять Париж, сначала ему пришлось нелегко, будущий великий мастер на себе испытал все тяготы парижской жизни. Однако удача была на его стороне, и однажды он встретил Жана Мариэтта, который стал его покровителем и дал ему кров и пищу, познакомил его с произведениями знаменитых мастеров. Картины Антуана Ватто были, есть и будут загадкой для многих поколений, само его творчество, его биография и стиль, родоначальником которого он является, говорят нам о его исключительности и гениальности.
Приоткрыть завесу тайны поможет нам одна из наиболее известных работ Антуана Ватто «Паломничество на остров Кифера». Она была представлена на суд мастеров Парижской Академии в 1717 году. За эту картину художника удостоили звания «мастер галантных празднеств». Что подразумевает собой слово «галантный»? История этого слова неоднозначна. У своих истоков оно обозначало «благопристойный», во времена Ватто оно было связанно с «нежными» чувствами, сейчас же слово «галантный» обозначает «учтивый», «обходительный».
На картине изображены люди, направляющиеся к ладье, на которой все они должны отправиться на остров любви Кифера. По мифу на этом острове родилась богиня любви Венера, статуя которой также изображена на картине. Все изображение окутано легкой дымкой, что придает ему некую таинственность, недосказанность. Это характерно для стиля Рококо, который отличается смутностью, тонким психологизмом, открытостью. На картине можно проследить все стадии любви, начиная от ее зарождения и нерешительности дамы, изображенной в первой паре, далее – через становление любовного чувства, изображенное в паре, где кавалер помогает встать своей спутнице, и уже полный расцвет в третьей паре, которая достигла понимания и гармонии, направляясь к лодке. Мы видим, как изменяется женский образ от целомудренной девушки до мудрой женщины.
Антуан Ватто играет цветовыми решениями, направляет с их помощью взгляд зрителя от розового колчана, привязанного к статуе Венеры, от цветов, окутавших ее, к розовой накидке дамы и ярко-розовой одежде кавалера к амурам, парящим над людьми.
Люди на картине Ватто стремятся на остров, чтобы обрести счастье любить и быть любимым, но пока остается лишь загадкой, смогут ли они достичь этого таинственного острова любви или нет. И сам зритель должен ответить на этот вопрос. Интересно отметить на этой картине особый ритм, который начинается от статуи и волнообразно спускается к парящим над лодкой амурам, символам любви.
Тайна загадочного острова Кифера может быть разгадана только тем человеком, который сможет его достичь. Понять и раскрыть суть чувства любви дано далеко не всем. Поэтому, наблюдая за этими людьми, которые стремятся навстречу любви, мы ощущаем мимолетность и непрочность счастья, которое так трудно обрести, но которое так легко потерять.
Юлия Шмидт,
студент ГИ СФУ