К 100-летию со дня рождения английского художника Френсиса Бэкона.
Френсис Бэкон – английский живописец-экспрессионист, получивший звание самого дорогого послевоенного художника, попав на третье место в десятке самых дорогих художников мира вообще, обойдя и Ван Гога, и Рубенса. Его произведение — триптих «Ориентир канонического 20-го века» 1976 года продано на аукционе Сотби в категории «Современное искусство» за 86,3 миллиона долларов.
Что же так дорого оценено в холстах этого художника? Небывалая актуальность для современников? Универсальный идеал? дань моде? или уникальный дар видеть нечто невидимое…?
В триптихе-рекордсмене Бэкон передаёт трагедию существования человеческой реальности. Две крайние картины триптиха демонстрируют нам два пустынных одиноких замкнутых пространства, похожих на больничные палаты. В центре комнат-пространств установлены мольберты с портретами. Портреты на мольбертах в силу неведомых причин растекаются, словно плавятся от невидимого пламени и вытекают наружу из пространства холста. Мужские фигуры в костюмах превращаются в чудовищные оголенные тела, скорченные в метаморфозах агонии. В центральной картине триптиха на фоне прямоугольного пространства, напоминающего закрытую дверь, представлено нечто…Сгусток серого, в котором вычитывается то облик человека, то облик раковины или унитаза. Странный черный вихрь дует в этом безвоздушном пространстве, словно остатки дыма на пепелище.
В технике выполнения живописного произведения и заключен весь концентрат «невидимого», необходимо лишь вглядеться, ощутить. Линии не удерживают контуров, форма перестает сдерживать отягощенное содержание и оно выходит вовне. Это и есть битва, именно ее Бэкон написал. Победить — значит овладеть собой и заключить страсти в оболочку, не дать им растечься по холсту. Простая истина состоит в том, что субстанция краски — ее вес, поверхность, оттенок цвета, корнация — несет в себе весь эстетический и идеалообразующий код произведения. Весь тягостный безликий мир холста вокруг уже распластан и стерт. Человек — последний плацдарм, где идет бой: вспыхивает цвет, клубится линия, летит мазок. Осмысленность существованию придает лишь неустанность сопротивления. И вот перед нами представление невидимой человеческой сущности, в ее постоянном противоречии, столкновении формы и содержания, их постоянного антагонизма.
Придавая своим живописным произведениям формы триптихов, художник указывает на процессуальность, тотальную прогрессию метаморфоз, уничтожающих человека изнутри. Произведение Бэкона обращается к зрителю с призывом обратить свой взгляд внутрь себя, увидеть невидимое человеческому глазу, но всегда живущее в нас потаенное бессознательное, находящееся в вечной непримиримой борьбе с внешним, с самим собой. Не слепо отрицать, а признать, осознать и облагородить, быть искренним, прежде всего, с самим собой – вот, что пытается донести художник до зрителя наглядным языком живописи.
Как говорил сам гений современного искусства: «Живопись должна проникать прямиком в нервную систему». И его полотно выполняет эту функцию, пронизывая зрительский ум и глаз, словно электрошоком, правдивостью образов. Нервно, даже истерично погружаясь в просмотр его работы, зритель понимает, что Бэкон пишет «невидимое», то есть не видимые процессы, а внутренние проблемы.
Так что же все-таки так дорого оценено в эпатирующем творчестве гения XX века? Небывалая актуальность для современников? Универсальный идеал? Дань моде на современное искусство? Нет, уникальный дар видеть невидимое!
Людмила Лазаренко