Город Красноярск – крупный промышленный центр. На его территории функционирует значительное количество предприятий, вокруг которых в целях безопасности населения в соответствии с действующим законодательством устанавливаются санитарно – защитные зоны (далее — СЗЗ). Согласно нормам проектирования, СЗЗ представляет собой территорию, размер которой обеспечивает уменьшение вредного воздействия на атмосферный воздух до значений, установленных гигиеническими нормативами.
В этой связи предприятия, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, создающие загрязнение воздуха за пределами промышленной площадки свыше 0,1 ПДК обязаны разрабатывать проектную документацию для организации и благоустройства СЗЗ, одной из составных частей которой является озеленение.
Учитывая это, работа по благоустройству и озеленению СЗЗ в комплексе направлений, определяющих благоустройство и озеленение города Красноярска в целом, рассматривается как составляющая и перспективная часть.
В то же время при изучении ситуации, связанной с организацией СЗЗ на территории г. Красноярска, не представилось возможным убедиться, что работа по организации СЗЗ строго регламентирована и обеспечивается контролем со стороны уполномоченных на то государственных органов по санитарно-эпидемиологическому благополучию и охране окружающей среды.
Органы местного самоуправления, не менее заинтересованные в обустройстве СЗЗ, не наделены какими – либо полномочиями по воздействию на данный процесс. В целях решения вопросов благоустройства города решением Красноярского городского Совета депутатов от 22.06.1998 № 13-108 «О Правилах благоустройства, озеленения, содержания территорий и строений города Красноярска» установлено, что каждое промышленное предприятие обязано организовывать СЗЗ, проводить мероприятия по ее содержанию и благоустройству. Кроме этого владельцы зданий и сооружений обязаны иметь договор аренды земельного участка с обозначением межевых знаков, паспорт на строение и элементы благоустройства.
На сегодняшний день согласно информации Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, 129 предприятиями города разработана проектная документация на расчетную (предварительную) СЗЗ и только по 70 из них даны заключения Управления Росприроднадзора края о соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям. Информация о том, является ли данный перечень объектов, обязанных разрабатывать проекты СЗЗ и обеспечивать их обустройство для такого города как Красноярск исчерпывающим, отсутствует. Так же отсутствует информация о сроках и объемах благоустройства СЗЗ.
В процессе подготовки к городскому форуму только 20 предприятий из опрошенных 129 откликнулись и предоставили информацию о проведенных ими работах в СЗЗ. В результате выездных мероприятий по осмотру СЗЗ с участием депутатов Красноярского городского Совета депутатов было выявлено, что ряд предприятий в течение нескольких лет вообще не проводит никакой работы по содержанию, благоустройству и озеленению СЗЗ. Зеленые насаждения не всеми обновляются и хуже того уничтожаются в результате строительства объектов в границах СЗЗ третьими лицами.
Такая ситуация возникла по причине отсутствия эффективных механизмов государственного, муниципального и общественного контроля за соблюдением предприятиями требований законодательства по созданию СЗЗ.
Учитывая приведенные обстоятельства, участники переговорной площадки
«Перспективы обустройства и озеленения города Красноярска с учетом развития санитарно-защитных зон промышленных предприятий», заседание которой прошло 14 октября 2011 года в рамках VII Красноярского городского Форума выработали следующие рекомендации:
1. Органам Роспотребнадзора, Росприроднадзора, службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края, экологическим службам промышленных предприятий систематически информировать общественность о выполнении требований по благоустройству и озеленению СЗЗ.
2. Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города, администрациям районов в г. Красноярске:
— предусматривать обязанность соблюдения предприятиями требований по благоустройству и озеленению СЗЗ при заключении с ними договоров аренды земельных участков и в ходе осуществления муниципального земельного контроля;
— рассмотреть вопрос возможности установления повышающих коэффициентов для арендной платы за земельные участки, занимаемые предприятиями, не осуществляющими благоустройство и озеленение санитарно-защитных зон.
3. Департаменту градостроительства, управлению архитектуры администрации города:
— учитывать требования благоустройства и озеленения санитарно-защитных зон промышленных предприятий при разработке проектов планировок территорий в границах города Красноярска;
— разработать порядок предоставления документации по СЗЗ для использования в работе при решении градостроительных вопросов, предусмотреть необходимость процедуры согласования третьими лицами строительства новых объектов в границах СЗЗ, где фактически произведено благоустройство и озеленение, с предприятиями, вложившими средства на обустройство СЗЗ и осуществляющими их содержание.
4. Постоянной комиссии по городскому хозяйству и экологии Красноярского городского Совета депутатов обратиться к Главному санитарному врачу Российской Федерации по вопросу усиления контроля со стороны органов Росприроднадзора за выполнением предприятиями, расположенными в границах города Красноярска, требований по созданию и обустройству СЗЗ, учитывая особенности города как промышленного центра,
недопущения строительства на территории города Красноярска, а также в его окрестностях, новых промышленных предприятий, способных нанести значительный ущерб экологии города Красноярска.
5. Органам государственной власти, местного самоуправления, хозяйствующим субъектам оказывать поддержку общественным объединениям граждан, осуществляющим контроль за соблюдением требований по благоустройству и озеленению города, в том числе на территориях СЗЗ.