Кто сказал, что коммунист не думает о душе? Кто сказал, что души нет? Есть даже наука о душе – психология, название которой происходит от греческих слов ψυχή (психо) — «душа» и λόγος (логос) — «учение». Это наука, которая, изучает закономерности возникновения, развития и функционирования психики (души) человека.
Если мы говорим о душе, то это не значит, что мы переходим на какие-то религиозные позиции.
Коммунистическая мораль, сжато выраженная в «Кодексе строителя коммунизма», не является чем-то заимствованным у религии. Она включает в себя и развивает основные человеческие моральные нормы, которые выработаны народными массами на протяжении тысячелетней борьбы с социальным гнетом и нравственными пороками.
Такие обычаи, например, как запрещение убийства сородича или соплеменника, запрет браков внутри племени, возникли еще в недрах родоплеменного строя. Осуждались такие явления, как жестокость по отношению к ближнему, пренебрежение родительским долгом, разврат, вероломство, предательство, неуважение старших.
Церковь, которая зачастую претендует на свое эксклюзивное авторское право изобретения моральных принципов, на самом деле заимствовала древние общечеловеческие моральные нормы, и только лишь облекла их в свои религиозные идеи, объявив их установленными Богом. В последующем, зарабатывая на идеологическом обслуживании господствующих классов, церковная организация лишила эти моральные нормы общечеловеческого смысла.
Например, заповедь – “Не кради” во все времена выдвигалась церковью на защиту собственности богатых и не распространялась на эксплуататоров, которые грабят трудящихся, присваивая плоды их труда.
Ничего общечеловеческого “заповеди божьи” не имеют, потому что в обществе, поделенном не угнетателей и угнетенных, не может быть морали, одинаковой для всех. Христианская мораль, в сегодняшнем виде – это мораль эксплуататоров, в то время как требования коммунистической морали связаны с классовыми интересами трудящихся.
Достижениями коммунистической морали можно считать:
• высокое чувство долга, которое позволяло преодолевать личные склонности и внешние препятствия во имя нравственных целей;
• наличие нравственного идеала, предполагающего реализацию в земной жизни;
• неэгоистическую и бескорыстную мотивацию поступков;
• общечеловеческую ориентацию.
Теперь вернемся к вопросу о душе. Душа у человека есть. Это научный факт. Есть наука — психология, которая изучает проблему человеческой души.
Научный взгляд на душу, конечно же, отличается от религиозного, но факт остается фактом – душа (в наши дни чаще всего именуемая сознанием) у человека есть.
Есть у него и душевные запросы, благодаря которым появились различные направления искусства и существуют целые отрасли шоу-индустрии.
Но, и этим жизнь человеческой души не ограничивается, поскольку сознание человека устроено сложнее, чем у иных биологических видов обитающих на земле.
Если структура души была сформулирована еще в античную эпоху, то схемы сознания появились, по историческим меркам, недавно. Одна из первых схем сознания принадлежит Зигмунду Фрейду (1856 – 1939гг.). Она и в настоящее время является наиболее популярной, не претерпев каких-либо принципиальных изменений.
Согласно З.Фрейду, сознание имеет иерархическую структуру и включает в себя подсознание, сознание и сверхсознание. Подсознание и сверхсознание, по его мнению, образуют состав бессознательного.
В донаучном — христианском мировоззрении, существовало представление о трех возможных состояниях человека – плотском, душевном и духовном: «иная плоть у человеков… есть тело душевное, есть тело и духовное… но не духовное прежде, а душевное, потом духовное» (1-е Послание к Коринфянам Апостола Павла гл. 39: 46 ст.).
Эти три состояния души современными психологами трактуются как три состояния сознания. С их помощью можно представить структуру сознания содержащей эти три состояния, но необходимо иметь в виду, что это разные проявления сознания, а не отдельные, сами по себе существующие реальности. Они не существуют отдельно, но можно говорить о доминировании какого-либо из них. Только учитывая это, можно говорить и о структуре сознания: оно иерархично, духовное – это высшее состояние сознания, душевное – занимает среднее положение, плотское – низшее.
Для высшего состояния сознания, характерной является опора преимущественно на вербально-логические, понятийные структуры. Именно такой способ упорядочения внутреннего опыта свойственен современному человеку.
Душа марксизма — диалектический материализм рассматривает сознание как свойство, присущее не всей материи, а лишь высокоорганизованной материи, являющееся результатом высшего развития материи. При этом сознание не отождествляется с материей. Диалектический материализм отвергает утверждения вульгарных материалистов (Бюхнера, Молешотта и др.), которые считали мысль материальной.
Рассматривая сознание, не как некую абстрактную субстанцию отличную от материальной, а как отображение материи, марксистская философия, вместе с тем, разрешила и вопрос о том, способно ли сознание адекватно отобразить мир, и соответственно познать мир.
Марксистско-ленинская теория, признаёт существование объективной истины, т. е. наличие в познании такого содержания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Признавая существование объективной истины, коммунисты, однако, не считают, что человеческие представления выражают объективную истину сразу, целиком и абсолютно.
Положение диалектический материализма о познаваемости мира означает, что в мире нет непознаваемых вещей, а есть вещи, еще не познанные, которые будут раскрыты и познаны силами науки и практики. Это положение утверждает беспредельную мощь человеческого разума, его способность неограниченно познавать мир, оно раскрепощает человеческий разум от тех оков, которыми его пыталась и пытается до сих пор сковать религия.
Итак, выяснив, что для “теоретически подкованного” марксиста, духовно-нравственные вопросы вовсе не чужды, а только лишь освобождены от донаучной мифологии, мы перейдем к вопросам “духовной практики”.
Как современному коммунисту, действовать чтобы «Моральный кодекс строителя коммунизма» стал его собственными привычками, убеждениями, содержанием его характера и совести? Ведь если теорию невозможно осуществить на практике, то она бесполезна.
Мне кажется, что начинать нужно с осознанного самонаблюдения за своими чувствами, мыслями, словами и поступками. Если мы будем делать это ежедневно, ежеминутно и регулярно, то очень скоро убедимся что единственный творец наших субъективных проблем — наши собственные деяния.
Поэтому нам необходимо постоянно следить за тем, как мы думаем, как говорим и как поступаем. Если подобная работа над собой станет нашей постоянной практикой, то со временем мы приучим себя быть спокойными и разумными. Если мы будем спокойны и разумны, то сумеем реагировать правильно, а не отвечать действиями, отягощенными негативными эмоциями.
Обуздав себя, мы станем совершеннее; познав себя, мы достигнем духовного освобождения.
Так начинается духовный путь коммуниста, или любого другого прогрессивного человека — как способ регулирования своего поведения, основанный на силе убеждения, самовоспитания, общечеловеческой нравственности и научного мировоззрения.
Продолжение следует…
Иван Наговицын